20.06.2003
начало | содержание | ЯПОНИЯ
 

       

ЖУРНАЛ "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

 
НАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬ 
ЗАПАДНАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ХОНСЮ



Ямагути
Эта префектура расположена на самом западном конце острова Хонсю. Ее удобное географическое положение - Ямагути (Yamaguchi) служит важным транспортным узлом, где сходятся сухопутные и морские дороги, соединяющие центр страны с островом Кюсю, Корейским полуостровом, а также странами Юго-Восточной Азии, - наложило свой отпечаток на историю и развитие этих мест.
В XIV веке эта часть Японии оказалась под контролем влиятельной семьи Оути, выходцев из Кореи. Глава этого феодального клана Хироё Оути поступил на службу к сёгуну Асикага и был пожалован владениями на западе острова Хонсю. А спустя некоторое время его сын Ёсихиро был назначен военным губернатором шести провинций. В Китае, с которым торговал дом Оути, его главе был присвоен титул ван (правитель), такой же, как и у сёгуна Асикага. Равнозначность титула позволяла клану Оути вести зарубежную торговлю самостоятельно, не испрашивая соответствующего разрешения у сёгуната. Клан быстро богател. Неудивительно, что приезжие именовали владения Оути "королевством". Постепенно расширяя свои владения за счет соседей, Оути превратились в могущественных феодалов. Родовой замок они построили в центре своего домена - в небольшой деревушке Ямагути.


Огромные богатства клана и его растущие амбиции подтолкнули эту семью к тому, чтобы обустроить Ямагути по образцу и подобию столичного Киото. Кроме замка, дворцов и вилл для приближенных в Ямагути были построены храмы, ставшие филиалами столичных. Оути переманивали к себе из Киото художников, архитекторов, поэтов, ремесленников. Этому способствовала не только щедрость местных феодалов, но и разгром, учиненный в столице во время очередной междоусобицы. В средние века за Ямагути прочно укрепилось название "Киото Запада".


Напоминаниями о тех временах служат великолепная пятиярусная пагода (высотой 31,2 м) при храме Рурикодзи (Rurikoji), построенная в XV веке столичными мастерами, а также отмечаемый каждое лето праздник Ямагути Гион мацури (Yamaguchi Gion matsuri), устраиваемый в подражание киотоского Гиона. Сделана была попытка сымитировать столичные ландшафтные сады. Так, поистине великолепен сад при синтоистском храме Дзёэйдзи Отэра (Joeiji Otera), в который была превращена одна из вилл семьи Оути. Ее сад был спланирован известным художником монахом Сэссю (1420-1506). Известностью пользуется и парк, окружающий виллу Росандо (Rosando), построенную много позже, в XIX веке. Парковые дорожки отличаются "поющим покрытием", что обеспечивается особым подбором камней. Даже самые легкие шаги отдаются веселым перестуком, слышным издалека.


У этого города есть и особая достопримечательность - католический собор св. Франциска Ксавье, построенный в 1951 году в ознаменование 400-й годовщины со дня прибытия в Японию этого иезуитского миссионера. Даймё Оути вначале принял приезжего португальского проповедника за еще одного буддийского монаха из Индии. Воспользовавшись этим, иезуит стал проповедовать христианство на улицах и изрядно в этом преуспел, пока спустя два месяца не был выдворен за пределы княжества.


В 1551 году глава клана Оути был убит, и его владения перешли в руки другой семьи - Мори. Вскоре Мори перебрались на 40 км севернее, построив свой замок на берегу Японского моря. Довольно быстро вокруг замка образовался городок Хаги (Hagi), ставший центром обширных владений клана. Хаги вырос буквально на воде. С севера его омывают воды Японского моря, с запада и востока он ограничен руслами рек Мацумотогава (Matsumotogawa) и Хасимотогава (Hashimotogawa), позже соединенными между собой искусственными каналами, прорытыми для орошения рисовых полей и доставки по воде товаров.
Ныне Хаги с 55-тысячным населением служит одним из туристических центров Западной Японии. Приезжих привлекают сюда не только живописные руины замка Хагидзё (Hagijo), добровольно разрушенного своими хозяевами в 1874 году, и многочисленные храмы, связанные с памятью семьи Мори, но в основном интерес к уникальным керамическим изделиям Хаги-яки, особенно к их более древней разновидности - Ко-Хаги. На территории города до сих пор сохранилось немало гончарных печей, построенных еще в конце XVI века, причем многие - в рабочем состоянии. Гончары Хаги специализировались на производстве посуды. Чайные чашки (тяван) Хаги получили широкую известность в стране, став незаменимыми аксессуарами для чайных церемоний. И поныне в Хаги работают около ста гончаров, производящих великолепные тяваны. А с лучшими образцами творчества местных гончаров можно познакомиться в местном музее Ishii Chawan Hakubutsukan.
Еще одним памятником технического прогресса страны является отражательная плавильная печь, построенная в 1858 году в северной части города. Чугун из этой печи служил для производства первых японских броненосцев и пушек для них.


В старой части города - Дзёка-мати (Joka-machi) - с феодальных времен сохранились целые кварталы самурайских домов. Выстроенные как настоящие крепости, они некогда преграждали путь врагу к замку даймё. В более позднее время лишенные сословных привилегий самураи стали зарабатывать себе на жизнь, разводя в своих усадьбах апельсиновые и мандариновые сады. И поныне Хаги поставляет на рынки страны изрядное количество цитрусовых.
Среди местных сувениров рекомендуем обратить внимание на икатоккури. Это бутылочки для сакэ, изготовленные из выловленных в море и высушенных на солнце каракатиц. Вся прелесть сувенира в том, что можно выпить сакэ и закусить бутылочкой.


При клане Мори город Хаги считался административным центром княжества Тёсю (Choshu), состоявшего из провинций Нагато (на севере) и Суо (на юге). Княжество не раз выступало против центрального правительства и вместе с княжеством Сацума (на юге Кюсю) сыграло важнейшую роль в свержении сёгуната и Реставрации Мэйдзи (1868).


Расположенный в 30 км западнее Хаги город Нагато (Nagato), некогда бывший центром одноименной провинции, вряд ли вызовет особый интерес у туристов. Пожалуй, единственной его достопримечательностью служит храм Сэйгэцудзан Отэра (Seigetsuzan Otera). В прежние времена Нагато был базой китобойного промысла. И в 1692 году на территории этого синтоистского храма местные жители воздвигли памятник в честь убитых ими китов. Вокруг памятника образовалось своеобразное китовое кладбище, где закапывали в землю не пошедшие в дело кости морских гигантов.


Чаще всего в Нагато останавливаются лишь проездом на остров Омисима (Omishima),р асположенный в нескольких милях от берега. Иероглифы, составляющие его название, можно читать и как Омидзима. Но в местных путеводителях его чаще именуют Морскими Альпами. Гористый островок имеет довольно изрезанную береговую линию, украшенную гротами и скалами, которым вода и ветры придали весьма причудливые очертания. Так, известностью пользуются "16 раканов" - 16 скал, отождествляемых с буддийскими монахами-раканами.


Южнее Нагато раскинулось Акиёсидай (Akiyoshidai) - довольно обширное плато, сложенное из известняка. В далекой древности это был коралловый риф, однажды поднятый тектоническими силами на поверхность. За 300 млн. лет дожди вымыли в известняке карстовые пещеры, одна из которых - Акиёсидо (Akiyoshido) - считается самой крупной на Востоке. Она расположена на глубине в 100 метров от поверхности. Ее разведанная длина составляет около 10 км, хотя посетителям выделен для подземных путешествий отрезок всего в 1 км. Перед спелеологами открывается анфилада залов, наиболее значительный из которых имеет в длину 150 метров и в высоту - 80 метров. Как и в других карстовых пещерах мира, подземные залы Акиёсидо украшены наростами сталактитов, величественными колоннами, бездонными озерами, каменными изваяниями, в которых, при наличии некоторого воображения, можно усмотреть силуэты зверей, человеческие фигуры, водные каскады из сотни тарелочек. Осмотр пещеры обойдется туристу в 1240 иен.


Покинув пределы бывшей провинции Нагато, мысленно переместимся на юг префектуры, где когда-то существовала провинция Суо. Самым восточным ее городом на побережье Внутреннего Японского моря, Сэтонайкай, является Ивакуни (Iwakuni). Туристические агенты охотно включают его в маршруты путешествий. Расположенный на берегу Хиросимского залива, городок был основан в начале XVII века родственниками клана Мори - семьей Киккава. Построенный ими замок пришлось спустя 7 лет снести по приказу правительства, но в середине XX века он был восстановлен как часть местной туристической инфраструктуры. Как и его соседи по Хиросимскому заливу, Ивакуни долгое время служил военно-морской базой. После войны на освободившихся из-под казарм и военных складов землях был возведен огромный нефтехимический комплекс с мощными нефтехранилищами. Но для туристов интерес представляет не индустриальное лицо города, а его далекое прошлое. "Визитной карточкой" Ивакуни является мост Кинтайкё (Kintaikyo), перекинутый через реку Нисикигава (Nishikigawa). Длиной 200 метров и шириной 5 метров, он представляет собой пять деревянных арок, горбящихся над водой. Построенный без единого гвоздя Кинтайкё считается одним из трех наиболее известных мостов Японии.
Еще одной особенностью города, которой гордятся жители Ивакуни, являются местные пресмыкающиеся. Это уникальная разновидность белых змей, для ознакомления с жизнью которых в городе выстроен серпентарий с наблюдательной вышкой.


В 60 км западнее, на берегу моря Суо, как называют эту часть акватории Сэтонайкая, расположен город Хофу (Hofu). До конца XIX века он считался административным центром провинции Суо. Помимо многочисленных строений, так или иначе связанных с памятью о семье Мори, город гордится храмом Тэнмангу (Tenmangu), возведенным еще в X веке в память о выдающемся японском ученом, поэте, политике и государственном деятеле Митидзанэ Сугавара (845-903). После смерти он был канонизирован как божественный покровитель науки Тэнман Тэндзин. Это объясняет огромное количество учащейся молодежи, приезжающей в Хофу, чтобы помолиться о своих успехах в школе или институте.


Еще несколько десятков километров по живописному берегу Сэтонайкая - и вы окажетесь в Симоносэки (Shimonoseki), самом западном городе острова Хонсю. Он построен на берегу узкого (всего 600 м) пролива Каммон (Kammon kaikyo), разделяющего острова Хонсю и Кюсю. Симоносэки - естественный, столетиями формировавшийся транспортный и рыболовецкий порт. Но в XII веке омывающие его воды пролива стали сценой одного из самых драматичных эпизодов в истории Японии. Здесь в 1185 году в решающем сражении у Данноуры (Dannoura) сошлись флоты армий кланов Минамото и Тайра, долгие годы до этого оспаривавших друг у друга власть в стране. Вместе с воинами Тайра на одном из кораблей находился и семилетний император Антоку. Кровопролитное сражение закончилось победой Минамото. Не желая попасть в плен к врагам, император Антоку и его родственники бросились в воду и утонули. Считается, что битва при Данноуре изменила политическую историю Японии. С этого времени начался новый этап развития государства, характеризовавшийся закатом великолепия придворной жизни Хэйана и выходом на авансцену военного сословия буси.
Памяти малолетнего императора Антоку посвящен храм Акама Дзингу (Akama Jingu), стоящий на берегу пролива в 1 км от места исторической битвы. Вначале храм был построен как рядовое буддийское святилище. Вскоре после битвы тело Антоку было похоронено во дворе этого храма. В 1191 году император Го-Тоба повелел воздвигнуть над могилой Антоку мавзолей и дал новое название храму - Амидайдзи. Однако в 1875 году, когда синтоизм стал государственной религией, Амидайдзи был превращен в синтоистский храм, названный Акама. Храм находится под особым покровительством Императорского дома, о чем свидетельствуют многочисленные изображения хризантемы с 16 лепестками - официального герба Императора.


В сокровищнице Акама Дзингу хранится рукопись древнего национального эпоса "Хэйкэ моногатари", описывавшего войну между кланами Минамото и Тайра (Хэйкэ). Ежегодно 2-4 мая вокруг храма проводится красочный праздник Сэнтэйсай (Senteisai Matsuri), посвященный памяти императора Антоку. Когда-то начало этому празднику положили вдовы воинов Тайра. Победившие Минамото отняли у них все имущество, и женщинам приходилось зарабатывать на жизнь проституцией. Но в майские дни они, надев традиционные наряды своего клана, приходили к храму Акама Дзингу, чтобы очистить себя перед богами и вспомнить о погибших мужьях.


С этим храмом связано немало жутких историй о привидениях. Утверждают, например, что духи погибших при Данноуре воинов заманили как-то в храм слепого музыканта по имени Хоити, заставив его всю ночь воспевать их подвиги. Местный священник, чтобы избавить музыканта от наваждения, расписал все его тело текстами из буддийских сутр. Но при этом забыл нанести священные иероглифы на уши бедняги. На следующую ночь разгневанные духи вырвали несчастному уши. С тех пор музыканта стали называть Миминаси Хоити (Безухий Хоити).


Многое в городе связано с древней трагедией, произошедшей у Данноуры. Так, местные рыбаки ловят в проливе Каммон крабов, кожистые панцири которых своим рисунком странным образом напоминают искаженные гневом человеческие лица. Существует легенда, что погибшие в битве при Данноуре воины клана Хэйкэ превратились в крабов. Эта разновидность членистоногих на местном рынке именуется хэйкэ-гани (крабы Хэйкэ). Соответственно, местная разновидность морского леща, чешуя которого отдает золотом, именуется ко-хэйкэ в память о женщинах Хэйкэ, утопившихся в проливе после гибели своих мужей.


В Симоносэки расположен один из важнейших оптовых рыбных рынков Японии. Сюда попадает изрядная доля улова японских рыбаков в прилегающих морях. Редкий из туристов, посещающих город, откажется от удовольствия побывать на рыбном рынке, чтобы полюбоваться бесконечным по разнообразию форм и расцветок изобилием морских даров. Особо стоит упомянуть о центре продажи и переработки рыбы фугу (иглобрюх). Рыба эта смертельно ядовита, но японские повара умеют осторожно отделить ядовитые части от съедобных. Для этого требуются немалое мастерство и опыт, которых подчас не хватает кулинарам в других городах. Поэтому именно в Симоносэки происходит первичная разделка и обработка фугу, после чего ее филе в охлажденном виде развозится самолетами и автомобилями по всей стране. Но и в самом Симоносэки есть немало специфических ресторанчиков, где потчуют различными деликатесами из фугу. Блюдо с тонко нарезанными лепестками филе этой рыбы стоит очень дорого - 50-70 тысяч иен, а иногда и дороже, но японцам нравится как вкус фугу, так и легкий оттенок смертельной опасности, присутствующий при этом.
Над городом высится гора Хинояма (Hinoyama), куда можно подняться с помощью канатной дороги. Оттуда, с высоты 268 м открывается прекрасный вид на город с 250-тысячным населением, порт, прилегающую акваторию и, конечно же, на пролив Каммон, берега которого соединяет изящный автомобильный мост Каммонкё (Kammonkyo) длиной 1068 м. Связь с Кюсю этим мостом не ограничивается. Еще в 1942 году под проливом был проложен железнодорожный туннель Санъё (Sanyo), в 1958 году - автомобильный туннель, и в 1975 году еще один железнодорожный туннель для скоростных экспрессов линии Синкансэн. В 10 минутах ходьбы от храма Акама Дзингу расположен вход в пешеходный туннель Каммон. Его бетонная труба с легким уклоном (4 градуса) уводит под дно пролива с тем, чтобы с середины пути вновь начать столь же отлогий подъем к Кюсю. Весь переход с острова на остров займет всего 15 минут. Хотя пешеходная прогулка под проливом абсолютно безопасна, иные из туристов отказываются от такого удовольствия. Конечно, можно не думать о давящей сверху толще воды, но когда вдруг услышишь над головой шум винтов идущего по проливу судна, многим становится не по себе.


Из других достопримечательностей города можно упомянуть огромный Аквариум (Shimonoseki Suizokukan), где собраны представители водной фауны со всего мира и где регулярно проводятся дельфиньи шоу.
Для любителей истории небезынтересной может оказаться недолгая поездка в Тёфу (Chofu). Это - бережно сохраненный городок самураев, построенный еще князьями Мори и превратившийся ныне в пригород Симоносэки. Его кривые улочки, зажатые между глухими стенами самурайских усадьб, кажется, уводят в средневековье. Все подробности истории городка - в музее Тёфу. Одним из главных героев этого места считается генерал Марэсукэ Ноги, сыгравший важную роль в сухопутных баталиях русско-японской войны 1904-1905 гг. В Тёфу есть и синтоистский храм (Nogi Jinja), посвященный памяти этого генерала.

 


 WEB-мастер Матвеев В.А. 
 E-mail:<sfox@online.ru> 

Rambler's Top100