Эта статья появилась как-то само собой в одно время с неприятной ситуацией возникшей в нашем клубе и фактически повлияла на мое решение.
Дело в том , что до некоторого времени мы имели два наших детских клуба в Москве. В одном из них преподавал один их моих учеников, направленный в этот клуб мной же. К сожалению жил он не в Москве и были
большие трудности с появлением на моих занятиях. Но дело как-то двигалось, хотя каждый просмотр детей оставлял все более смутную тревогу. И вот последний детский экзамен. В комиссию я пригласил всех
старших учеников - праздник так праздник. И вот дети сдают экзамен....И ужасу моему не было предела.....Я увидел не Айкидо Айкикай , а нечто всестилевое самооборонное действие. Дети сосредоточены, хмуры и
резки...От Айкидо остались одни осколки, о которые просто можно порезаться. Мы не приняли экзамен и я высказал свое мнение об увиденном и тренеру и родителям. Оказалось, что родители часто просили
инструктора обучать детей защищаться, инструктор пошел на поводу этих желаний и эта цель стала основной и единственной. Смысл Айкидо Уэсибы был порушен. Инструктор отказался изменить
направленность тренировок и я удалил его из Клуба. Совершенно ужасная история. И вот прямо в это время статья Киссемару , которую я и предложил прочитать этому горе-инструктору. Но ему оказалось
легче все сохранить как есть и мы расстались не друзьями
Матвеев В.А.
.
|
|
Перевод статьи КиссемаруУэсибы
http://www.aiki.pskov.ru/5-13.htm
Молодые ученики и базовая техника айкидо"
(Перевод с японского на английский язык Тайтецу Унно)
В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко
возросло. Только в Hombu Додзе занимается более 500 учеников-школьников от
учащихся начальных классов до старшеклассников. Это характерно и для других
школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких
учеников. Ежегодно проводится летняя конференция по занятиям айкидо с
молодежью в центре Nippon Budokan, а также зимние сборы, которые в качестве
спонсора проводит Hombu Додзе в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу
(префектура Шизуока). Эти встречи собирают большое количество участников,
энтузиазм которых просто поразителен.
Вопрос об открытии детского класса в Hombu Додзе впервые встал почти
двадцать лет назад. Причиной споров о возможности соответствующего решения
было то, что в айкидо упор делается не только на физическую подготовку, но
рано или поздно начинает требовать понимания стоящей за ней философии.
Спортивные и игровые элементы, которые могли бы вызвать интерес детей,
используются в айкидо минимально, поэтому мы должны были серьезно обсудить
свое решение. К нашему великому удивлению и удовлетворению большинство
учеников продолжало занятия айкидо в течение многих лет. Наконец,
несомненно, производит впечатление серьезность и сосредоточенность,
показываемая молодыми учениками на занятиях. Эти качества, безусловно,
необходимы всем занимающимся айкидо - и новичкам и опытным ученикам. Об этом
мы никогда не должны забывать.
Недавно младший инструктор Hombu Додзе, который вел занятия в детском классе
филиала Школы, высказал удивление быстрым прогрессом занимающихся. Он был
поражен их интересом к занятиям, открытостью и готовностью многократно
повторять одни и те же движения. Он обнаружил также, что они очень
восприимчивы и могут уловить мысли и настроения учителя по его выражениям,
манере разговора или взгляду. Фактически если бы учитель несправедливо
наказывал или хвалил учеников, они бы его не уважали. Этот инструктор вел
занятия пятнадцать лет, но только занимаясь с детьми он понял, что дух
гармонии и истинной любви - основа обучения айкидо. Он говорил также, что,
обучая детей базовой технике айкидо, он учился у них основам любви и
гармонии. Интерес к айкидо и желание заниматься у детей значительно
превосходит представления большинства взрослых.
Методика занятий с детьми и подростками отличается от методики, используемой
для взрослых, но база и последовательность остаются теми же. Как и в классе
для взрослых ученики начинают с подготовительных упражнений, таких как
funakogi (упражнение гребца) и furitama (развитие Ки). Эти упражнения были
разработаны Основателем, когда он понял, что "личность по сути не отличается
от Вселенной", как способ развития связи собственного центра с универсальной
сущностью.
В упражнении, имитирующем греблю на лодке, нужно поставить одну ногу вперед,
а вторую назад, и как бы взять в обе руки весла. Таз становится центром
повторяющихся движений вперед и назад, напоминающих движения при гребле. За
счет движений взад-вперед Ки накапливается в центре, что способствует
соединению разума и тела. Ученикам действительно нравятся ритмичные
движения, несмотря на необычность названия упражнения и входящих в него
движений.
После этих предварительных упражнений ученики изучают страховки перекатом
вперед и назад и тренируют движения, направляемые круговым движением
партнера. Это называют тренировкой ukemi, при этом ведущий называется nage,
а ведомый - uke. Далее, они переходят к перемещениям и работе на коленях,
называемым shikko и suwari waza. поскольку японцы почти утратили обычай
сидеть в формальном положении на татами, я опасался, что эта техника вызовет
протест или трудности у детей. Это оказалось не так, и к моей радости им
действительно понравилась работа внизу.
Эти упражнения внизу основаны на seiza - ритуальном положении сидя. Как
только это положение становится естественным положением сидя, что требуется
в начале и в конце каждого занятия по айкидо, это само по себе ведет к
развитию правильного понимания этикета.
С древних времен одной из установок будо было: " Начинайте с этикета и
заканчивайте этикетом" Этикет, которому учат в айкидо - взаимоуважение,
внимание к окружающим, чистота не вырабатывается насильственно за счет
внушения и наказания. Он является естественным следствием обучения
правильному сидению в положении seiza и тренировки базы suwari waza.
Правильное положение тела дает правильное направление разума. Это
справедливо для каждого ученика, который на основе своего центра и
собственной инициативы будет чувствовать желание вести себя в соответствии с
самыми высокими стандартами поведения... Воспитание этикета - важный аспект
тренировки всех занимающихся айкидо.
Сидячее положение seiza-ритуальное положение, принятое в Японии с древних
времен, служит источником природного этикета, закрепляемого в сознании
людей. Я считаю, что даже если обычай seiza будет уходить из повседневной
жизни, его духовные и этические корни так просто не исчезнут. И когда я вижу
детей, сидящих в seiza выпрямив спины и держа руки на сложенных коленях, я
снова чувствую, что это положение должно занимать центральное место в
тренировках по айкидо. Это источник правильного этикета, это основа многих
видов техники, и это существенный компонент хорошей тренировки.
Наблюдая лично занятия айкидо для детей и подростков, я пришел к заключению,
что решение об открытии класса для них оправдано. В то же время, я ощущал
ответственность за правильную передачу им моральной и духовной сущности
айкидо. Это особенно актуально в современных условиях, когда молодежные
проблемы становятся общемировыми. Нельзя обвинять в этом только молодежь,
взрослые тоже должны нести ответственность.
Ранее, я отметил, что некоторые люди неправильно понимают, что такое айкидо.
Теперь я должен сказать, что есть люди, неправильно понимающие назначение
айкидо. Это особенно характерно для родителей, чьи дети не такие агрессивные
и сильные как другие - они заставляют детей заниматься айкидо, чтобы решить
свои проблемы. Думать, что занятия айкидо сделают детей крепче и сильнее,
несправедливо и по отношению к своим детям, и по отношению к айкидо. Айкидо
отвергает любые формы насилия, оправданные и неоправданные. В другом случае
мы бы не увидели отличий от видов боевых искусств, где отправными моментами
являются борьба и победа.
Рискуя повторяться, я все же хочу еще раз сказать что айкидо - это духовный
путь, и его идеал - достижение гармонии и любви. Развивая разум и тело,
особенно разум, оно ведет к совершенствованию личности и развитию
человечности. Мы учим детей не грубой силе, не насилию, но развитию Ки на
основе тренировки тела и разума, которая постепенно создаст в их жизни
уверенность, самооценку и чувство контроля.
Мы, таким образом, стремимся к тому, чтобы и дети, и их родители правильно
понимали задачи айкидо. Инструктор также постоянно должен помнить главное
назначение нашего искусства, и при обучении детей никогда не думать, что они
не способны понять основы айкидо. Дети тоже должны рассматриваться как
личности, ищущие развития по пути любви и гармонии, как и все мы независимо
от возраста.
|
|
|
Координация, содержание и авторская идея - Матвеев Вячеслав Александрович
Поддержка - Чукалов Вениамин
Матвеев В.А. sfox@online.ru
( 095 ) 422-9721
|