08.10.1999 Матвеев
Вот, получите обещанное. Сейчас есть свободное время и некоторое количество сил, чтобы предложить вам переработанный (сиюминуту) вариант сложнейшей темы, которой я на каждой тренировке
посвящаю обязательно время для постоянных напоминаний. Теперь вот, пробую это выразить письменно, хотя задачка не из простых. Разговор пойдет об УКЕ.
Содержание выглядит так:
Введение
часть1 - Воин.
Часть 2 - Река.
Часть 3 - Тростник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Во-первых, смотри выше. А дальше вот что: задумывая еще первую свою книжку, мыслилось написать главу об Уке. Но в то время у меня не нашлось слов членораздельно изложить хоть что-то
и такая глава не состоялась. И вот, через 7 лет, новая попытка. И, кажется, я уже смогу сказать на эту тему пару интересных, для таких же чайников как и я, слов. И мне проще с аудиторией: сейчас я буду излагать
личные мысли исключительно для своих учеников и тех, кому и дальше интересно в Интернете читать мои словоблудия. Тем более, что я и не претендую на изложение абсолютных истин. Да ругайте сколько влезет,
а еще лучше скажите что-то свое, вот и будет славно. Что ж, читайте и терпите.
Априори же ясно, что поставленная задача чрезвычайно сложна - ни в одной известной мне книге
( на то время прим.Матвеева)
такой отдельной главы нет. И, все-таки, откликаясь на настоятельные просьбы своих
учеников, я пробую.
Часть первая
- Воин
Сейчас Айкидо России, имеющее корни от Хомбу Додзе, становится все сильнее и сильнее. Не в смысле физической силы, конечно, а оно уже имеет вектор направления, более
устремленный к своему Источнику. Но стихийное развитие этого Будо все еще продолжается и рождает некие свои формы, постулирующие самые высокие Принципы и по внешнему виду их напоминающие, но с
внутренним содержанием - увы, далеким от преследуемых целей. Появляются даже НЕЗАВИСИМЫЕ "эксперты" - самоучки, запросто и ничто же сумняшеся повторяющие внешние эффекты больших мастеров и самого
О сэнсэя, конечно с помощью своих неразумных Уке. Совсем недавно у меня была на рецензию такая кассета, весьма печальное зрелище. При личном контакте, мне объясняли, что главное - это чувствительность и,
вот, поэтому Уке так лихо отлетает от доморощенного Наге при любом легком движении. Они восприняли легкость работы Мастеров, без контактов с ними, конечно, как именно проявление той самой заманчивой
таинственной тонкой силы, совершенно не понимая, что ПЕРЕД этим были горы перелопаченной черной работы, по строго выверенному направлению под руководством больших Учителей. На этом Пути можно очень
запросто соскользнуть в НИКУДА и не заметить этого, что и случается довольно часто с самоучками.
Так вот теперь по делу. Как же все-таки должен вести себя Уке, чтобы это соответствовало Истине. Про полную истину не знаю, а вот о частностях давайте говорить.
Вспомним: что же это за Воинское Искусство (Будо) - Айкидо? Можно сказать, что Айкидо - это краткосрочная битва одного вооруженного самурая с несколькими одновременно
нападающими воинами, цель которых заколоть или зарубить Наге двумя мечами или ножом. И к этой цели, как истинные самураи, они будут идти до конца, всегда выискивая любые возможности и оплошности
обороняющегося. При этом, ни ножей, ни мечей, как правило при тренировках, в руках у нападающего - Уке нет, но, тем не менее, идея такой схватки всегда присутствует. Кстати, техника Айкидо становится весьма
жесткой и опасной для нападающего, когда в руках у него появляется действительно оружие, хотя бы деревянное - учебное. Но к этим приемам допускают уже хорошо подготовленных во всех отношениях людей.
Такая техника отрабатывается при сдаче на 1 дан.
Чтобы прием Айкидо мог быть проведен эффективно и красиво, нападение Уке внутренне всегда должно быть решительным и не допускать сомнения. Ведь в бою меч оголен и один из
конфликтующих должен пострадать. Это означает, что во время удара или захвата Уке концентрирует всю свою силу на действии, и для этого вынужден всегда продвигаться своим Центром. Этим он решает сразу
еще одну важнейшую задачу - прорывается сквозь рубеж оборонительной сферы Наге, приводя туда источник своей силы.
Еще раз. Во время нападения Центр Уке всегда движется. Как некую модель можно предложить нападение на льду (Кстати, традиционное татами с рисовым покрытием чрезвычайно
скользкое.), когда разогнанный центр не может быть остановлен торможением. Желание Уке было одним - быстрым действием преодолеть Ма-Ай Наге, прорваться сквозь зону его защиты и донести энергию своего
центра через оружие до тела Наге. Мысль об отступлении и сдаче полностью отсутствует. В тренировке исполнять такое действие очень трудно. Начинающий желает все выполнить правильно, но не представляет
как. Чтобы сыграть в настоящее нападение нужно по настоящему уметь нападать, а это отдельная трудная работа. Можно идти от формы. "Надо чтобы все это выглядело так". С Тенкан у нас получилось, когда
Курибаяси-сэнсэй вдруг в очередной приезд привез странное на первый взгляд его исполнение. Потом я понял, на сколько это здорово методически. Нужно научиться ПРОВАЛИВАТЬСЯ. Ведь когда вы сильно
толкаете закрытую дверь, а она оказывается открыта, вы летите кубарем и это вас не удивляет. Вот примерно тоже должно происходить в атаке Уке. Он как бы должен не знать, что Наге отойдет или потянет его -
очень трудная задача. В настоящих действиях так и происходит - ситуация меняется непредсказуемо и Уке должен нападать решительно и ..смотри далее про воду.
Итак, нападающий ( Уке ) должен всегда нести в своих действиях неколебимую решительность любым способом прикончить Наге, не отказываясь от этих намерений, несмотря на яростную
самозащиту Наге. Если Уке, при ответных действиях Наге, сразу брякается на пол или глазами отыскивает удобное местечко для отлеживания - он трус и не следовало ему вообще затевать эту свару и влезать в
мужские . игры ..
Такая посылка чрезвычайно важна - никогда, т.е во все время проведения защищающего приема Наге, Уке не должен сдаваться.
Уке должен стараться сохранить свой центр. И этот центр он до последней возможности направляет к Наге, поскольку это источник его сил и последняя надежда самому остаться в
живых.
Именно эта особенность составляет техническую основу поведения Уке. Последнее, конечно, не означает, что Уке должен постоянно выкручиваться и хватать Наге за горло или другие
места или бить его бедного, если он начинающий, чем не попадя по всем доступным местам.
Однако, он и не должен падать как кегля сразу при приложении к нему малейших усилий. Его падение или поворот ВЫНУЖДЕННЫ и являются следствием реально приложенных сил или
являются способом избежания сильных травм. Ведь, по существу, все приемы Айкидо должны заканчиваться переломами костей рук, позвоночника или шеи и только высокая наработанная квалификация Уке
позволяет ему даже в условиях резкого выполнения техники остаться абсолютно невредимым. Для выработки такой способности величина прилагаемых с обоих сторон сил и форма реакции на них может и должна
варьироваться в широких пределах и этот процесс должен регулировать только квалифицированный Инструктор.
Как общие замечания можно сказать следующее-
- сильное взаимодействие ведет к росту физической силы и может протоптать пути к Центру.
- слабое - резко повысить чувствительность.
И то и другое весьма полезно, если делается правильно и ко времени.
Методическое замечание. Делая технику медленно, при сохранении нужной динамики приема вы сможете очень глубоко проникнуть в суть чувств, сопутствующих вашим действиям. Для этого требуется прекрасное воображение и хороший актерский навык. Практика показывает, что и то и
другое вполне наживное. Только у каждого на это уйдет свое количество лет практики.
Часть вторая
- Река
Движение
Вода реки, опускаясь от истока до устья, НИКОГДА не останавливается, всегда движется, иначе это была бы не река, а болото. Так и Уке - его центр не должен оставаться в покое.
Движение может быть и весьма медленным, но не прекращаться окончательно. Центр остановился - Уке сдался ( см. часть 1-ую).
В ученической начальной практике остановки в точках акцентов, конечно, неизбежны и их необходимо делать, но не забывать сущности происходящих действий. Это остановки
методические. Иначе развития может и не случится, как и при овладении техникой Айкидо только в подвижной форме. Уж тут то абсолютно неизбежны масса ошибок и куча основных неточностей техники и,
практически, невозможно соединить сильный центр с конечностями.
Устойчивость
Вода всегда стремится занять самое низшее положение.
И центр приложения сил необходимо стараться привести в возможное наинизшее положение в теле Уке. Сразу можно сказать, что это задача не одного года упорных попыток и требует
обязательного контакта с Опытным Инструктором, которому эта проблема начинает поддаваться.
Расслабленность
Вода мягка и податлива в покое или при нежном обращении с ней. Но ее способность к разрушению в неких критических обстоятельствах известна всем. И это проявление ее внутренних
скрытых свойств.
Сильный удар по спокойной воде разрушит только ударяющий объект. Уйдут волны и вода опять спокойна и мягка.
Если Уке в какой то момент становится жесткий, Наге тут же это заметит и вынужден будет перейти к ломающей технике, поскольку ввести Уке в щадящий прием уже будет невозможно и
неправильно. Уке шел уничтожить Наге и, если тот проявит излишнюю слабость или робость, Уке постарается достичь своей цели. Поэтому Уке, попадая в защитный прием Наге, может остаться цел только
естественно поддаваясь его силе и коварно ждать своего часа. Если дождется, конечно, Наге то тоже не дурак.
Инертность
Река меняет направления своего течения только из-за воздействия на нее извне препятствий. У нее нет своей воли.
Удачные контрдействия Наге при быстром нападении Уке заставляют последнего провалиться в свой же удар или захват. И если Наге не создаст вовремя достаточно надежную связь с
провалившимся Уке (запоздает слегка ), то тот по инерции уйдет от Наге и опять вернется к нему с той же целью - угрохать.
Если Наге грамотен и не хочет биться целый рабочий день с напавшим на него Уке, то он должен будет приложить все свое умение, чтобы соединить себя с Уке ( как слепень садится на
животное ) и разделаться с ним, как матадор с быком.
Со своей стороны, грамотный Уке, попадая в прием, должен выключить считающие и предугадывающие функции своего разума ( а ему все равно не угнаться за стремительностью и .
непредсказуемостью . развивающихся событий ), открыть полностью чувства и ощущения ( а вот они то непосредственно и без задержек могут доставить до Уке информацию . изменения . ) и с их помощью, реагируя
на действия Наге, прожить весь прием. Новички, как правило, могут оперировать только .разумом., который их постоянно обманывает. Они просчитывают ситуацию со своей неразвитой позиции обучающегося, а
чувства забиты собственным шумом мыслей и предположений.( Ехать в паровом локомотиве с ревущим свистком и слушать цвиньканье синичек в пролетающем мимо вас лесу одновременно невозможно ! ) Реагировать
некогда и они проигрывают и жестоко, поскольку Наге вынужден перейти к весьма решительным действиям с трепещущим в руках Уке. В этом случае последний получает полную дозу боли.
Кстати о боли. Если чувства включены, то Уке явно ощущает, а не придумывает, порог боли. Фактически Уке своим грамотным поведением избегает причинения ему излишней боли. Почему
излишней? Да потому, что он своими ощущениями ищет брешь в действиях Наге и должен быть на самой грани, чтобы его ответ был быстр.
Неразрывность
При ровном течении вода в реке неразрывна. Даже после краткого падения в водопаде она сразу соединяется во всюду плотную массу.
Уке входит в атаку и попадает в прием. Все его действия должны представлять плотную цепочку событий. Внимание все время находится в напряжении (это для новичков, старые бойцы в
этом случае полностью расслабляются и концентрируются только в нужные моменты). Цепь действий и противодействий неразрывна как водяной поток.
Как правило, только к 3-му кю появляется осознание правильных форм поведения Уке . Обычно же Уке представляет собой несомый рекой плот, состоящий всего из двух или 3-ех звеньев.
Частей мало и связь между ними веревочная.
Отражение
Спокойная поверхность реки отражает очень похожую луну.
Ваш ум ненапряжен и спокоен - все события воспринимаются вами такими, какие они есть. Стоит появиться ряби сомнения и размышления - и на поверхности мы воспринимаем лунную
дорожку и, если имеем мало представления об источнике отражения, то и .истинная. луна для нас будет длинным колеблющимся объектом.
Часть 2 -
Тростник
.
Самосохранение
Буря налетает на тростник гнет и крутит его. Но буря умирает, а шелест тростника опять заворожено и трепетно растворяется в закате дня, и торчат как сломанные кости сухие
переломанные ветки рядом стоящих деревьев.
Все приемы Айкидо рассчитаны на завершающий бросок нападающего - Уке об пол спиной либо головой. Причем, все это делается часто через выкрученную во всех суставах руку - т.е для
Уке тут не остается никакой радостной перспективы, одни слезы.
Как же тут быть ? Как спастись, раз уж вляпался в эту историю (уж лучше бы и не связывался с этим ....! Предупреждать надо ! )
Можно попытаться смыться из приема, но это в случае лопуха Наге такое пройдет, а если он спец ?
А вот тогда поддайся и получи удовольствие и жди своего момента. Буквально так.
При броске на спину необходимо ее расслабить и прогибать, заставляя силу Наге растворяться в ваше гибкости. Тогда падение будет не вынужденным ударом об пол, а мягким перекатом.
Наге будет не легко сконцентрировать свою силу на таком гибком и мягком объекте. Если вы гибки и этим пытаетесь сохранить свой Центр, то вам может повезти и сила Наге проскользнет над вами и броска не
получится. Шанс остаться целым сильно вырастет. Такое поведение напрямую связано с "постоянно движущимся центром"- см.часть 1.
Здоровье.
Жесткое-мертво.
Тут все коротко : мягкие, гибкие и упругие суставы - здоровье. Гибкий, прямой и эластичный позвоночник - это, вообще, мечта обывателя. А у Вас есть прекрасная возможность минимум 3
часа в неделю пристально им заниматься - это же просто везение! Вот и пользуйтесь ситуацией. Тем более, я Вам с удовольствием помогу в Ваших САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ устремлениях.( Кстати недавнее - декабрь 2001 г.
обследование сосудов моего бренного тела привело в легкую зависть врача. Сосуды как у юноши по всем параметрам. Другие болячки в свои 57 лет есть, но сосуды как трубы. Стоит заниматься Айкидо.)
Заключение
Вот я и попытался изложить коротко на бумаге то, что иногда рассказывал на тренировках. Остальное, и подробнее, будет изложено в серии новых учебных фильмов, к которой мы и
приступаем. Надеюсь, что фильмы станут еще лучше, поскольку все мы немножко подросли и чему - то научились.
|