13.11.2002 Матвеев В.
Вчера на тренировке новичков я устроил серьезный разнос.
До меня стали доходить жалобы на недостаточное внимание
к изучению названий техник. Что ж, пришлось иногда делать больше акцентов
на этом пункте обучения. Но человек есть человек, он хочет чтобы названия
учились сами без его участия, но чтобы учились. В принципе все так и
происходит, чем больше человек тренируется, тем больше техник осваивает и
тем чаще слышит как они звучат. Освоил названия , значит уже более-менее
знаком с этими техниками.
Но вот прошло немного времени и первая же проверка
показала , что новички И НЕ СТАРАЮТСЯ запоминать! А для себя каждый нашел
вполне оправдательные причины: трудно, а я не помню, а они не
запоминаются....либо ляпаю первое что им приходит в голову, весело
улыбаясь. Причем ляпают доверчиво по детски и молодые и в возрасте. Примеры
точно воспроизвести трудно, но что-то похожее ( техники на УШИРО РЕТЕ
ДОРИ) : ряши шира коре геши ( коте гасеи), римя шира....молчание с
улыбкой (ИРИМИ ), дори....рюши....ику ( ИККЮ) и прочая возмутительная
чушь. А глаза полны детской навности, как во время игры в "КРЫСУ".
Меня все это возмутило до крайности. Я терпеть не могу
, когда вот так по наглому идиотски с "пролетарской"(см."Собачье
сердце", профессор Преображенский) улыбкой вспарываю чужую прекрасную
культуру, ломают совсем не свое, а выстраданное другим народом
достояние. Своего языка не знают, говорить без "блин" не умеют.......
Словом, меня все это взбесило и я устроил тихую
жуткую словестную порку. Получилась некая лекция о культуре Японии, языке,
иероглифике, о Курибаяси сенсее, о переживаниях японцев в случае нашего
полного непонимая их обычаев, об ответственности, о честности и чести, о
порядочности и "пролетаризме"...все это при полной тишине . Получилось что-то вроде внушения. В конце было предложено выбрать
- либо все мне в конце
тренировки сдают некую устную контрольную по названиям и по
результатам остаются или уходят совсем, либо могут не ломать себя и просто
уйти тоже совсем прямо сейчас." Прямо сейчас" не ушел никто.
К концу тренировки 3 человека не выполнили условий, но
я им добавил 10 минут и через 10 минут были произнесены достаточно точно все
названия и они остались. Но это еще не конец и я добьюсь своего, т.е.
хорошего, правильного, уважительного и почтительного отношения к ЧУЖОЙ
культуре, которой они пользуются.
Теперь по названиям. Здесь все очень просто.
Например:
"Шомен учи коте гаеси", "Екомен учи кайтен наге", "Айханми катате дори
Икке Осае" " Чудан цуки Учи Кайтен Санке", "Уширо рете дори Ирими
Наге", "Катаете Рете дори Кокю Наге".
1.Сначала называется-уточняется-определяется, если
необходимо, форма взаимного расположения партнеров:
"Шомен учи коте гаеси ", - относительное
положение любое фронтальное "Екомен учи кайтен наге", - тоже
самое "Айханми катате дори
Икке Осае"- одинаковые позиции обоих партнеров
" Чудан цуки Учи Кайтен Санке",-
любое взаимное положение "Уширо рете дори Ирими
Наге", - эта техника из захвата сзади
"Катаете Рете дори Кокю Наге"-
положение определено формой захвата "Катате дори Сихонаге"-по умолчанию
разноименные позиции-Гяку ханми.
2.На втором месте названия определяется форма атаки.
Шомен учи коте гаеси ", - прямой
вертикальный рубяший удар в голову "Екомен
учи
кайтен наге", - косой рубяший удар
в шею "Айханми
катате дори
Икке Осае"- захват одной рукой за одну руку Уке "Катате дори
Сихонаге"-захват одной рукой за одну разноименную руку" "Катате Рете дори
Кокю Наге".- захват обеими руками одной руки Уке
Рете
дори..... "Уширо рете дори Ирими
Наге", - захват за обе руки Чудан цуки Учи Кайтен Санке",- прямой удар кулаком в
область живота Уке.
(Фото соответствуют
перечисленным выше атакам при рассматривании слева -направо построчно.Синим
и красным цветом текста выделяется
соответствие названия и действия )
3. На третьем месте стоит название самой техники
и ее разновидность
"Шомен учи коте гаеси", -
бросок поворотом кисти "Екомен учи кайтен наге",
- бросок переворотом через спину "Айханми катате дори
Икке Осае"- первый контроль (
удержание) "Айханми катате дори
Икке
Наге"- первый контроль
( бросок) "Чудан цуки
Учи Кайтен Санке Осае",-проход
ПОД рукой
Уке с 3-им типом удержания
"Чудан цуки
Сото
Кайтен Санке Наге",-проход
СБОКУ от Уке с броском
"Уширо рете дори Ирими
Наге", -
бросок встречным входом "Катаете Рете дори
Кокю Наге".-
бросок техникой дыхания
В айкидо два базовых принципа
встречи атаки: ИРИМИ ( техника встречного расхождения) и ТЕНКАН (
техника ухода поворотом ), реализуются в конкретных приемах в виде двух
разновидностей их выполнения: вариант
ОМОТЕ (принцип ИРИМИ) и УРА
( принцип - Тенкан ).
Как пример, название техники звучит
так: Катате рете дори ирими наге омоте и ура. Это означает , что
данная техника дожна выполняться именно в двух вариантах, обычно принято
первым делать вариант ОМОТЕ. Если этого добавления нет (омоте и ура), значит данная
техника имеет только один вариант исполнения . Если же инструктор
называет только один вариант, то видимо он имеет некую методическую
причину остановиться именно на этой разновидности данного приема.
Еще есть два вида варианта
исполнения базовых техник ( по японски ВАЗА - техника) : СУВАРИ ВАЗА -
дествия выполняются обоими партнерами на коленях, и ХАНМИ ХАНДАЧИ ВАЗА -
Наге на коленях Уке в положении стоя, техника выполняемая в позиции стоя
называется ТАЧИ ВАЗА.
И во всей этой премудрости нет
никакой премудрости, все просто и логично если быть внимательным и
стараться просто запоминать эти названия. Ежели вам это трудно, то
повторяйте эти названия хотя бы про себя в процессе выполнения техники.
Уверяю вас, все намертво врежется в память. Но старайтесь запоминать и
воспроизвродить звучание техник точно и без собственных "улучшений".
Вот пока и все.
Добавление от 18.11.2002.
Типы удержания ( ОСАЕ ).
С уважением ко всем.
Матвеев В.А.
|