03.09.2003
начало | содержание | ЯПОНИЯ
 

          RYUSUIKAN dojo
 
Очень полезная статья о фундаментальном понятии в Акйдо - Тенкан.
К сожалению, источник  статьи затерялся во времени.
Матвеев В.А.

Изучать тенкан как боевую технику.  

Том Коч.

         Лишь спустя годы я начал, наконец, понимать, чему хотел меня научить мой наставник по карате: выживать, двигаясь вперед. В айкидо это называется тенкан.

Какой бы ни была атака, уклониться от нее - основной принцип всех боевых искусств. Уклонившись от атаки, защищающийся в состоянии взять под контроль ситуацию, не допустить дальнейших агрессивных действий этого нападающего и при необходимости быть готовым встретить атаку следующего.

Основная стратегия в карате - остановить атаку противника с помощью эффективных блоков и нанести точный сокрушительный удар, не получив повреждений самому. Заншин создает устойчивость, не позволяющую другому нападающему сбить бойца с ног. Айкидока же сойдет с линии атаки, одновременно выводя партнера из равновесия, вместо того, чтобы бить его (хотя удары при необходимости практикуются), а затем выполнит бросок или удержание. После чего он должен быть готов встретить следующего нападающего с любого направления.

Стратегия и тактика. Они существуют в любом боевом искусстве. В айкидо 60-70% техник уровня до первого кю основаны на работе ног, называемой тенкан. Все техники в варианте ура, от икке до йонке, сихо-наге, ирими-наге, котэ-гаэси основаны на тенкане. Айкидо без тенкана подобно опере без музыки. Если тенкан не преподается как мощный вход, позволяющий уйти от атаки и контролировать ситуацию, выводя нападающего из равновесия, то практика айкидо становится пустой и бессмысленной.

Тенкан является техникой выведения из равновесия другого человека и управления его движением. К сожалению во многих додзе тенкан воспринимается как способ перемещения и набор пышных фраз вокруг него, в лучшем случае - как базовое движение, которому ученики старше пятого кю не уделяют должного внимания, полагая, что оно ими уже освоено.

Между тем, тенкан - это неизмеримо больше, чем красивая метафора или не менее красивый сольный танец. Фактически он состоит из двух движений. Первое движение представляет собой шаг вперед в выгодную позицию за точкой приложения атаки. Чтобы это движение было эффективным, необходимо, чтобы наге оказался так близко к уке, чтобы последний оказался в опасном положении и им можно было управлять. Это примерно то, чему Кудо-сан пытался научить меня много лет назад. Тенкан - это вход, но одновременно это движение, выводящее партнера из равновесия, не допускающее повторной атаки и приводящее к броску того или иного вида.

При выполнении тенкана наге становится позади уке так, чтобы тело наге могло управлять движениями уке. При правильном исполнении захват ослабевает, и уке частично теряет контроль над ситуацией.

Тенкан является базовым элементом во всех стилях современного айкидо. Однако этот принцип характерен и для других боевых искусств. Элмар Шумейссер описывает применение того же самого принципа в карате на продвинутых этапах обучения. Это неудивительно. Создатель айкидо был мастером яри (копья) и меча стиля Дайто-рю. Само же айкидо является синтетической системой. В современном айкидо тенкан может быть поднят до уровня высокого искусства. И хотя в других боевых искусствах тоже известен этот принцип, все же тенкан является отличительной чертой именно айкидо.

Изучение тенкана таким, каким он должен быть, требует длительной работы. Ученики от пятого кю и вплоть до данов должны постоянно его практиковать в разных вариантах. Здесь может помочь серия специальных упражнений, построенных по принципу «стратегия - тактика - конкретная техника». Когда в процессе изучения тенкана разделяют вход и поворот, можно лучше анализировать связь между атакой и защитой, позволяющей избежать угрозы повторного удара «обратным кулаком»  (уракен- в карате) или локтем. Хорошая практика тенкана напоминает установку Кудо-сенсея: «Не отступай назад. Войди в безопасную позицию навстречу атаке.». В нашей школе (Торонто, Канада) этому обучают с помощью серии постепенно усложняющихся упражнений. Сначала все они выполняются как ки-но-нагаре, как техника передвижения из позиции гьяку-ханми. Оба партнера шагают навстречу друг другу из одинаковой стойки правой ногой к левой ноге или левой ногой к правой ноге. И лишь спустя некоторое время партнеры могут попробовать это движение в статической практике. Так в двух словах можно сформулировать первое упражнение.

В данном упражнении оба партнера начинают движение из позиции гьяку-ханми с шага правой (или) левой ногой вперед одновременно. Упражнение выполняется с достаточно большой дистанции, однако старшие ученики могут сокращать ее. Наге складывает руки за спиной. Это - упражнение на вход, а не техника.

Упражнение 1. Уке осторожно выполняет чудан-цуки, наге делает шаг вперед вдоль линии атаки, позволяя уке ударить себя. При шаге оба колена совмещаются, тело движется вперед по прямой линии. Прежде чем учиться уходить от удара, нужно преодолеть страх перед ним и почувствовать его траекторию.

Упражнение 2. Как и в первом упражнении уке выполняет чудан-цуки, а наге делает шаг вперед. Однако в последний момент наге уклоняется от удара и шагает так, чтобы его передняя нога оказалась у ноги уке, а задняя нога сместилась по кругу на 15 градусов. Теперь наге находится под углом по отношению к уке, одна из рук наге блокирует запястье или локоть уке. Тело наге защищено телом уке. Свободная рука наге готова ударить в ответ. В одном из вариантов этого упражнения ученикам предлагается погладить уке по щеке. Мы это называем «поздороваться на входе». Этот дружелюбный, но дезориентирующий жест помогает проверять дистанцию, он же может при необходимости стать ударом.

Это очень важный момент отработки входа до поворота. Партнеры находятся вплотную друг к другу, рука и нога уке заблокированы. Естественное отдергивание бьющей руки возможно и даже приветствуется.

Упражнение 3. Уке выполняет цуки с отводом руки назад, как это принято в карате. Одновременно с убиранием уке кулака заканчивает тенкан, контролируя локоть уке. В этом движении рука наге вытянута в классическое положение при тенкане. Она контролирует и управляет движениями руки партнера. Поворот в этом варианте позволяет избежать повторного удара, одновременно контролируя его.

Упражнение 4. Освоив Упражнение 3, ученики поймут, что более глубокий тенкан и правильное положение тела (тайсабаки) обеспечивают выполнение броска. Это благодаря правильному исполнению техники тенкан. По мере увеличения подвижности дистанция между партнерами сокращается, а скорость удара и отвода руки обратно увеличивается.

Эта серия упражнений учит сначала не бояться атаки (упражнение 1), затем тренирует рефлекс входа в безопасное положение (упражнение 2) таким образом, чтобы полный поворот (упражнение3) выполнялся правильно там, где этот поворот необходим. Следуя основному принципу боевого искусства, уйти от удара, оказавшись в позиции, позволяющей контролировать ситуацию, в том числе возможного продолжения атаки в виде, например, удара уракен или удара локтем. Тело наге расположено таким образом, что оно недоступно для атаки, и наге может управлять ситуацией. Наге должен стоять вплотную к уке, а также не начинать движения раньше уке. Если между бедром наге и бедром уке расстояние больше, чем несколько дюймов - это уже грубая ошибка. Как говорил Кудо-сенсей, контроль над ситуацией требует использования силы удара нападающего. Схождение и контроль над ситуацией позволяют защищающемуся выжить, управлять атакой нападающего и собственным страхом.

Вака-сенсей, Моритеру Уэсиба, демонстрирует данные возможности тенкана на примере мороте-дори кокю-наге. Этот бросок основан на технике тенкан и используется против ударов и захватов. После того, как уке выполняет захват запястья, наге делает шаг вперед с разворотом на некоторый угол. Лишь теперь, когда наге находится в безопасной позиции за своим партнером, он выполняет поворот с целью вывести своего партнера из равновесия. После тенкана бросок выполняется шагом, смещающим корпус таки образом, что уке окончательно теряет равновесие. За последние 15 лет техника Вака-сенсея сильно изменилась. Теперь наибольшее внимание он уделяет входу и тай-сабаки. Дистанция сократилась и тенкан стал более «плотным» и «конкретным» движением. Бросок завершает движение, но не доминирует над ним.

Для практики этого варианта кокю-наге мы используем маленький резиновый мячик, чтобы дать ученикам «точку отсчета». Наблюдая за мячиком, ученики меньше «зацикливаются» на броске и концентрируются на движении как таковом. Ниже предлагается серия соответствующих упражнений.

Упражнение 1. Наге держит небольшой пляжный мяч, зажимая его между руками с двух сторон как при кокюдоса. Мяч удерживается в основном за счет мизинцев обеих рук, остальные пальцы относительно свободны. Уке и наге начинают движение из правосторонней стойки. Уке делает шаг вперед и пытается схватить мяч. Наге делает вход, касаясь уке локтем и, по возможности, бедром.

Упражнение 2. Теперь наге завершает тенкан, разворачиваясь на левой ноге так, чтобы его правая нога оказалась за задней ногой партнера. Мяч теперь находится точно над рукой уке. Бедро наге касается бедра уке, и мяч оказывается вне досягаемости для уке. В идеале, наге при повороте слегка выводит уке из равновесия толчком бедер.

Упражнение 3. Когда уке дотягивается до мяча, наге вначале переносит свой вес назад (мяч двигается вместе с телом), а затем перемещает свою переднюю ногу вперед к задней ноге своего партнера. Мяч при этом, приходя в движение в последнюю очередь, поднимается над головами партнеров и опускается по плечу и локтю наге достаточно низко, чтобы поймать его под подбородком уке. Это движение принципиально представляет собой мощный удар. Челюсть уке в этом случае находится под угрозой удара плечом (в анатомическом смысле) или локтем. Если наге переносит вес и делает шаг, то это уже - атака. А бросок наружу можно считать «изюминкой».

Упражнение 4. Наге делает шаг вперед и поднимает мяч, после чего поворачивается на 180 градусов, перемещая мяч в нормальную позицию. То есть руки приходят в положение классического завершения варианта ура. Данное положение позволяет наге встретить при необходимости следующую атаку, избежав при этом нападения сзади. Знакомые с этой практикой ученики будут пытаться использовать эту технику против мороте-дори и катате-тори. При изучении мороте-дори кокю-наге ученики будут сосредоточены не на работе рук и плеч при броске, но на работе центра при уходе из-под атаки с целью выведения партнера из равновесия. Главное - это работа ног и центра, а руки являются лишь проводниками энергии.

Наконец, исполнение данного варианта кокю-наге против цуки. В этом случае при достаточно сильном ударе уке достаточно одного входа. При сильной работе обоих партнеров подбородок уке оказывается под плечом наге до окончания поворота. Здесь есть опасность повреждения челюсти и шеи. Для выполнения этого упражнения необходимо уделять особое внимание развитию страховочной техники.

Уке не стоит на месте. Он стремится продолжить атаку, поворачиваясь по кругу или отведя руку назад для следующего удара. Неяпонцы обычно определяют укеми как кувырок вперед или назад. В более общем смысле укеми - это не только страховочная техника, это вся логика движений уке целиком. Уке движется, защищая себя и одновременно нападая. Наге ведет себя точно также.

Отработка тенкана в партнерстве позволяет каждому изучать взаимодействие уке и наге на любом уровне. Это позволяет нам учиться как тори и как наге одновременно. Роль уке вовсе не бессмысленна и не пассивна. Скорость нападения определяет силу броска. Обе стороны должны быть постоянно внимательны, постоянно работать над собой, учиться чувствовать друг друга.

Хотя обычно тенкан изучается в парной работе, его можно также отрабатывать в группах из трех-пяти человек. Использование мяча помогает новичкам преодолеть страх перед ударом.

Использование таких разбитых на этапы упражнений особенно полезно при сильном разбросе уровня занимающихся. Обычно старших учеников раздражают неуклюжие движения новичков. Разделение техники на части заставляет старших сосредоточить внимание на маай, одновременности движения, сокращении дистанции. Они смогут расти над собой, изучая, как правильно двигаться в напряженной ситуации. Достаточна ли «глубина» входа? Выводится ли при исполнении тенкана уке из равновесия? Где я сам теряю равновесие? Когда я вывожу партнера из равновесия?

Новичкам же подобный метод тренировки позволяет научиться понимать логику движений и их боевой смысл, что в настоящее время игнорируется большинством инструкторов. Занимающиеся и инструктора смогут увидеть, где в движении кроется опасность. Это позволит корректировать вход, добиваясь его максимальной эффективности и безопасности для наге. Укеми станет не просто танцем с падением, но способом реагировать безопасно для себя в опасной ситуации.

Наконец, это базовое упражнение может быть использовано в танинцзу-кейко, то есть при работе против нескольких нападающих.

Группа от трех до пяти человек окружает одного. Форма атаки известна. Это цуки, йокомен-учи или семен-учи. Наге делает вход и поворачивается навстречу следующей атаке. Наге делает шаг в сторону следующего атакующего, и уке должен быть достаточно внимательным, чтобы ответить соответствующей атакой. Шаг вперед, поворот и снова шаг вперед. Команда уке не отдыхает, но работает столь же старательно, как и наге. Все уке должны находиться не больше чем в шаге от наге. Их движения должны быть согласованы между собой и нападать они должны по очереди. Конечно, на высоком уровне практики форма атаки может быть уже любой. Однако наге позволен только тенкан, и только когда его исполнение станет безошибочным, могут быть разрешены броски. К тому времени они станут естественным завершением движения. Это - цель, на достижение которой уходят годы практики. Но это движение к мастерству может начаться уже на самых ранних этапах тренировок. Целью является реальная защита, обеспеченная своевременным и правильным входом, обеспечивающим безопасное положение относительно атакующих. Очень мало инструкторов айкидо говорят об этом. Правильное движение против мощной атаки интуитивно, но требует систематической тренировки.

Как мне это наглядно показал Кудо-сенсей много лет назад, необходимо преодолеть страх, что тебя ударят, встретить атаку и нейтрализовать ее правильным положением. В карате это приходит через аи-учи - потерю страха получить удар, и лишь на более высоком уровне можно избежать удара. Основная практика - кихон, но также и бункай - анализ по частям. Основные темы это - стратегия боевого искусства, общая тактика и практика айкидо. Избежать удара. Не выжидать. Управлять партнером, заставить его собственную силу работать на выведение его из равновесия, а также контролировать ситуацию в целом.

Кто-то сможет научиться этому традиционным путем, став ути-дэси. В этом случае эти принципы за пять-десять лет будут освоены сами собой. В ином случае практика айкидо требует систематической методики обучения, которая основывается на изучении стратегии боевых искусств и тактики айкидо. Мы должны совместить старинную традицию и современные методы так, чтобы айкидо преподавалось как эффективное боевое искусство, одновременно являясь приятным занятием.

Об авторе. Том Коч - четвертый дан Хомбу-додзе. Дважды вице-президент Федерации Айкидо Канады, главный инструктор Beaches Aikikai , Торонто. Также обладает степенью седан по карате стилей Сетокан и Сюкокай.

Copyright Tengu Press and Wayne Muromoto. All rights reserved.

 

 


 WEB-мастер Матвеев В.А. 
  т.ф 422-97-21 ,  

 E-mail:<sfox@online.ru> 

TopList