Начальные
рассуждения о "тенкан"
ЧАСТЬ 2 .
Наге
“ВХОД”
Итак, в первой части мы поставили задачу
схождения и первичного контакта - захвата.
Еще раз напомним - мы разворачиваем во времени
быстротекущее событие , пытаемся понять все его
отдельные элементы и учимся медленно и по
расстановкам их выполнять Тщательно изучив и
наработав каждый отдельный элемент, вы дальше
будете сжимать шкалу времени, т.е. постепенно
убыстрять все действия, приближая к реальной
скорости нападения. Но это должно произойти не
очень скоро.Сжимание техники во времени задача
3-его дана . Это большое искусство - гармонично
ускорять все элементы техники.
Пошли дальше.
Наге предложил свою руку для захвата ладонью
вверх и дал ее взять, оставаясь неподвижным (еще
раз напоминаю - это сверхмодельная задача).
Дальше Наге совершает массу первых ( до поворота)
наиважнейших действий, нарушая тем самым
дальнейшее развитие атаки Уке :
1. делает шаг впереди стоящей ногой
вперед во внешнюю сторону от Уке.
2. свободной рукой ( в форме “сюто” -
ребром раскрытой ладони) контратакует Уке, а
вернее, нарушает свободное проведение
продолжения наступления встречным действием
(это действие обычно не делается, но для
понимания действий Наге, я считаю, просто
необходимым заострить на этом внимание).
3. захваченной рукой делает проникающее
движение вперед - внутрь ( в сторону центра Уке),
вынуждая Уке сломать его устойчивую позицию.
Эти действия совершаются одновременно и назовем
мы их-"Вход".
ОБЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О “ ВХОДЕ “
Уке является инициатором конфликта. Он первым
двинулся к Наге с целью нападения.
НАГЕ опережает действия Уке, идет ему навстречу и
предлагает свою не напряженную ,но упругую силой
тела руку.
Поскольку цель УКЕ - нападение то , в силу этого,
он вынужден преодолеть пространство между Наге и
им для осуществления своих замыслов. Двигаясь к
НАГЕ , УКЕ собирается сконцентрировать свои
усилия в точке, где в момент старта находился
НАГЕ, поэтому в любом промежуточном месте он еще
слаб и тоже ненапряжен. Совершенно неожиданно он
получает в середине своего пути к цели встречное
воздействие от НАГЕ через захваченную руку и
поэтому поддается этой силе, отклоняется
несколько назад, продолжая наращивать давление в
сторону НАГЕ.
А вот дальше Наге, используя встречное давление
на свою руку от Уке, изменяет направление своего
действия на противоположное с поворотом на ногах
и только развивает его.
Поподробнее разберем части действий Наге.
“ВХОД-1” .
Технология и идеология продвижения НАГЕ
навстречу.
Итак, шаг Наге вперед. При захваченной руке.
Как правило, все начинающие первым действием
считают отворачивание на месте, совершенно не
учитывая массу обстоятельств.
1.Например, хотя бы то, что Уке обязательно
продолжит свою атаку непосредственно сразу
после захвата руки Наге, если ему не помешать это
сделать, уйдя с того места куда замысливалось
нанести удар.
2.Далее , сделав шаг к нападающему Уке и этим
сократив расстояние, Вы нарушаете замыслы Уке,
лишив его возможности действовать на выбранном
им выгодном МА-АЙ.
3.Делая этот шаг вперед , Вы опускаете свой центр,
повышая собственную устойчивость.
4.Двигаясь навстречу Уке с правильно выведенной
силой через вашу руку, вы физически
сопротивляетесь ему (это очень тонкий момент ).
5.Шагая во внешнюю сторону от Уке, вы уходите в
безопасную зону - т.е. с направления линии его
атаки и фактически заставляете его нападать
повторно и между этими нападениями создаете себе
возможность для ответных действий.
6.Шагая вперед к Уке , Вы активно предлагаете Уке
свою руку, навязывая ему свои условия контакта.
7.Шагая навстречу нападающему, Вы создаете для
него экстремальную психологическую ситуацию.
8.Шагая ему навстречу, Вы неожиданно ДЛЯ НЕГО
сокращаете время входа в контакт и этим не даете
Уке полностью реализовать свою силу.
9.Уходя с линии его Центра, Вы лишаете его
возможности приложить к Вам достаточное
количество силы.
Вот сколько неприятностей возникает для Уке,
если грамотно шагнуть ему навстречу.
Теперь технические вопросы.
Как глубоко нужно входить в зону Уке?
Как далеко в сторону нужно переместиться ?
Как правильно поставить ступню?
1. Глубина входа определяется скоростью
нападения Уке.
В стациoнарном варианте примерно на место
передней ступни Уке, чтобы повернувшись на 180
градусов , они оказались рядом.
2. Продвижение в сторону - на ширину
ступни, иначе при повороте ваши ноги столкнутся.
3. Ступня входит и располагается прямо
по направлению движения Наге так, как если бы вы
хотели в этом положении контраатаковать его
окончательно.
“ВХОД-2” .
Контратакующие (упреждающие) действия на
ВХОДЕ.
“Лучшая защита - это нападение” - общеизвестное
воинское правило.
В Айкидо нападение - первое атакующее действие,
отсутствует в принципе, но техника “Атеми”-
упреждающих ударов, широко используется
мастерами с высшими данами. ”Атеми”
подразумевается во все мыслимые моменты
проведения любой техники. Другой вопрос - можете
ли вы СЕЙЧАС, на данном уровне совершенства
занимать ум ( или не ум ) мыслями об “Атеми” во
время своей практики Айкидо. Сразу можно сказать,
что на начальном этапе это возможно только в
случае очень неспешного изучения техник, иначе
получается очень смешно (для тренировки),но
весьма может быть печальным на практике. Плохое
Атеми сможет только резко повысить уровень
агрессии нападающего, а это может быть очень
опасным - простая и легко разрешимая ситуация
может превратиться в трагическую !! Будьте
ответственными.
“Атеми” “ ВХОДА”.
Очень часто новички делая “вход” даже стараются
специально сохранить положение пол-оборота к
Уке, резонно полагая правильным требование -
сохранять ВСЕГДА стойку “Санкаку-тай”. Но ,
продолжая эти попытки, испытывают явный
дискомфорт. Никак не получается нанести реально
несущее силу “Атеми”, не развернув свой Центр на
Уке.
И правильно.
В каноне Карате-до есть удар кулаком вперед рукой
одноименной сзади стоящей ноге - “Гяку-цуки”.
Очень сильный и тяжелый удар, но при условии
использования вращения корпуса с
разворачиванием своего Тандена на Центр
противника. Только в этом случае реализуется вся
мощь этой техники. Также и в нашем случае.
Продвигаясь вперед , вы разворачиваете Центр на
среднюю линию Уке, одновременно поднимая
свободную руку ребром ладони в направлении
переносицы или носа.
Нельзя небрежно тыкать кулаком или ладошкой или
пальчиками в лицо Уке. Нужно очень синхронно и
наполнено просто поднимать расслабленную до
формы “Тегатана - руки меч” свободную руку,
концентрируя всю свою силу в конечной точке.
Все это легче и быстрее сказать, чем выполнить
правильно. И на это у Вас уйдет уйма времени, а Вы
и не отчаивайтесь. Никто финишную ленточку перед
Вами не трясет. Сам процесс изучения и познания
любого элемента Айкидо помогает Вам расти, вот и
отлично !
Наиболее часто встречающиеся трудности:
1. Наиболее распространенной ошибкой
является недоворачивание центра в сторону к Уке
и, как результат, получается совершенно не
несущее силы действие.
2. Вторая ошибка - неумение поднять
расслабленную руку, наполненную силой.
(Но если сказать по секрету только Вам ,
сформировать такую руку - значит далеко
продвинуться в основы Айкидо )
Еще раз,вместе с продвижением впередистоящей
ноги поднимать свободную от захвата руку в
направлении средней линии головы Уке. На такое
действие он, как вполне нормальный и берегущий
свое здоровье и жизнь человек, обязан
среагировать отклонением назад.
“ВХОД-3”
Мы дали взять себя за руку, вошли в зону Уке и
сделали Атеми.
А далее начинаются самое
трудное-чувства , которые можно передать только
из рук в руки через взаимодействие тел. Поэтому
наше повествование будет носить описательный
характер, что, несомненно, сможет принести пользу
людям уже столкнувшимся на практике с проблемой
“Тенкан”, но все это до конца Вы сможете понять
только с Инструктором.
Окончательная фаза “ Входа “ состоит в
правильном выведении силы во время вращения
Наге.
Вот, слова написаны, а за ними туча проблем,
трудно разбиваемых на части. В тренировочной
практике мне пришлось выйти на достаточно
вычурное объяснение Тенкан через действия мечом.
В некотором смысле получилось. Попробуем заочно
рассказать.
Предположим Уке упустил момент выхватывания
меча и смог захватить руку Наге уже с обнаженным
клинком, направленным к нему. Поэтому Уке,
удерживая руку Наге, находится во внешней зоне от
Наге, отталкивая меч от себя. Наге, продолжая свое
нападение, атакует Уке продвижением вперед,
угрожая мечом в горло Уке. Тот, естественно , не
может согнуть руки или все время отступать, он
также пытается остановить Наге.
Еще раз хочу предупредить, что я предлагаю
довольно отвлеченные рассуждения об описании
“входа”. Прошу не рассматривать их как
откровения , а примите как модель рассуждений.
Судя по результату работы с моими подопечными,
многим стало доступнее словами описать свои
действия. Ну, а поскольку мы все Европейцы ,то и
решение в теле оказалось выполнить легче.
Итак, ситуация:
Наге держит меч двумя руками и угрожает Уке
отрезать голову .
Но этому благородному желанию мешает
позвоночник шеи. Не будем отчаиваться, есть выход
- мы перережем всю ткань шеи, минуя злополучный
позвоночник. Для этого продвигаемся вперед на 3-5
см наклоняя меч до 45 градусов и движем его самый
острый конец по внутренней стороне поверхности
шеи, по наклонной плоскости. Конец меча -
”Кисакки” разрезает ткани шеи . Эти действия
совершаются движением корпуса (ради этого все
было и задумано) , а руки удерживают меч перед
собой и помогают выполнять разрезающее действие.
Если вы можете сопровождать Тенкан такими
представлениями, то вы уже далеко продвинулись.
Еще раз повторю - ЭТИ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЮТСЯ
КОРПУСОМ И НОГАМИ---РУКИ ТОЛЬКО ПОМОГАЮТ СОЗДАТЬ
КРИВОЛИНЕЙНУЮ ТРАЕКТОРИЮ И ПЕРЕНЕСТИ СИЛУ В
ТОЧКУ ПРИЛОЖЕНИЯ !
Вот такая картинка получается кровавая. Просто
мы, занимаясь параллельно Иайдо и Дзедо,
естественно переносим свои новые знания в
основное занятие-Айкидо. Так бывает сподручнее
объяснять действия. Да и маститые мастера очень
часто используют образы и формы действий мечом в
разборе техники Айкидо.
В фильме я попытаюсь показать подробнее, что
хотелось до Вас донести, изобретая такую
ситуацию - тогда Вам будет легче понять мои мысли
и цели. У своих обучающихся я получил понимание.
Немного остановимся.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ НАГЕ
ПРОДВИГАЯСЬ ВПЕРЕД СВОИМ ЦЕНТРОМ , УГРОЖАТЬ УКЕ.
Т.е. двигаться нужно не боком для подготовки
разворота, а поворот становится естественным
следствием разрешения создавшейся ситуации. Это
действие, пожалуй, самое сложное для
воспроизведения и , даже смотря фильм , вполне
можно ничегошеньки не увидеть.
Далее.
Сошлись две силы , направленные навстречу,
давление нарастает (мы еще находимся в модели с
мечом) и у Уке есть еще свободная рука, которой он
уже может атаковать Наге. Тогда тот радикально
изменяет позицию - начинает поворот на передней
ноге, удерживая меч обеими руками и совершая
почти “кесагири” - разрезание тела по
направлению отворота кимоно.
В этом моменте есть одна большущая трудность-
надо попытаться выводить силу, не наваливаясь
своим весом на руку Уке, а перенеся силу ног через
руки в точку соприкосновения Уке и Наге.
Почти все начинающие пытаются при повороте
наваливаться на свою захваченную руку, пытаясь в
этом действии найти силы. И это очень объяснимо -
они еще не наладили связи своих рук с остальными
мощными частями тела и, в частности, со своим ”
животом “, где сосредоточен центр сил и ногами,
помогающими через контакт с землей реализовать
эту силу.( Попробуйте сделать это на льду. Трудно.
Но можно.) Попытки что-то сделать при крепко
держащей руке, наталкиваются на неудачи новичков
и они неизбежно выходят на “динамический
“вариант исполнения, где два неумения
растворяются в одной большой общей ошибке,
скрытой от чувств партнеров, еще не умеющих их
распознавать с такой скоростью. Но поскольку
внешние признаки “Тенкана” достигаются, оба
считают, что они идут к цели. УВЫ !!! Их ожидания
разбиваются при попытках использовать вес с
опытным “Наге”, умеющим хорошо держать.
Что же нужно попытаться сделать ?
Один из сиханов Хомбу Додзе - Фудзита-сенсей на
семинаре в Ленинграде показывал упражнение для
Тенкан.(см. фильм). Из положения Сан-каку-тай (Уке
уже удерживает вашу руку) Наге продвигается
передней ногой вперед и одновременно
поворачивается в сторону Уке на 90 градусов в
“Шико-дачи”, как бы удерживая перед своим
центром (не перед грудью !) мяч обеими руками.
Очень хорошее упражнение.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ — выводя точку приложения силы
на линию перед своим центром становится
возможным эффективно воздействовать на УКЕ, не
слишком полагаясь на собственную массу.
Нужно, поворачивая корпус внутрь, ”осесть или
отяжелеть”, передав каким-то образом силу
притяжения земли на РУКИ и включив нужную группу
мышц для затаскивая Уке в движение.
Еще раз напомню, что РУКИ при вращении корпуса
описывают не ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ круг.(Если надоело,
жмите:начало
.)
Поскольку Уке сильно и цепко удерживает руку
Наге , то действия Наге вынуждают его уходить за
захваченной рукой ВНИЗ-ВНУТРЬ, полностью теряя
возможность провести хоть какое-нибудь
продолжение атаки.
Теперь задача Наге довернуться на ноге до 180
гадусов, не теряя управляющей связи с Уке, выводя
все время силу через руки от себя и расположиться
в завершении с боку от Уке. Впереди стоящая
ступня доворачивается и смотрит вперед.
Не клюйте носом и не гните спину дугой, пытаясь
воздействовать на Уке.
Боритесь за осанку !
Руки Наге постоянно совершают поступательное
движение, и заканчивают его с тенденцией
вытягивания Уке с его новой укоренившейся
позиции.
Уке оказывается загнанным вниз под руку Наге, но
отнюдь не побежденным, а готовым продолжать
атаку при первой возможности. У него остается
возможность продолжая движение вперед и вверх
встать и продолжить атаку (вот тогда он попадает
в условия проведения техники Кокю-хо). Из этого
следует и его поведение во время проведения
техники Тенкан. Внимательно посмотрите в фильме.
На словах :затягиваясь в Тенкан действиями Наге,
Уке вынужден сделать шаг к Наге и понизить свой
центр, чтобы хоть как-то эффективно удерживать
руку Наге и иметь при этом устойчивость, а не
сгибаться в три погибели в пояснице и
подставлять заднюю часть шеи под удар. Свободной
рукой Уке прикрывает свой висок со стороны Наге,
иначе тот не применет воспользоваться случаем и
покончит все разом, нанеся сильнейший удар в
висок УКЕ.
Еще раз отмечу, что все написанное выше есть
только один из многочисленных возможных
способов продвинуться в изучении этой важнейшей
техники.
На сегодняшнем моем этапе работы с Тенкан
остались одни чувства. Ни мыслей , ни образов
описанных выше даже не возникает. Но трудностей
не стало меньше. И это нормально.
Методическая часть.
1. Для начинающих.
Главный совет - просто много раз повторять
действия.
Сначала много делать по разделениям и только
чуть -чуть слитно.
Не количество размышлений, а количество
повторений самого действия. Размышлять в
движении.
Надо просто брать за руку, а Наге просто
поворачиваться на впередистоящей ноге, соблюдая
правильную форму.
В конце действия руки перед собой ладонями вверх.
Расположить их так, чтобы на ладонях могли
устоять чашки с водой.
Спину держать прямой, особенно следить за
лопатками - не горбиться. Общий наклон - вперед.
На первом этапе не особенно задаваться вопросами
взаимодействия, держать их на втором плане. Пока
каждый очень тщательно следит за собой, имея
ввиду действия партнера.
Выполнять Тенкан с ускорением.
Очень распространенная ошибка - изображая
“изячество” делать Тенкан равномерным
разворотом, как патефонная пластинка.
В конце действия быть в состоянии полной
устойчивой неподвижности.
Ваши действия должны все время вынуждать Уке
устремляться в направлении его первоначального
усилия, т.е. вперед. Задача не из простых,
поскольку Наге совершает очень сложные по
траектории перемещения , на которые
накладываются весьма хитроумные движения рук и
результатом этих усилий является ПОЧТИ ЛИНЕЙНОЕ
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ УКЕ.
2. Для продвинутых.
Все тоже что и для начинающих и полное
сосредоточение на 3 фазе Тенкана - входе и
повороте. Много делать слитно и мало по
разделениям.
Включать Центр и соединять его с руками.
В любой момент действий видеть свои руки точно
перед своей центральной линией тела.
Лицо расслаблено и спокойно.
Мимические мышцы и психика очень тесно связаны.
Плечи держать расслабленными и не давать им
подниматься даже при самом отчаянном
сопротивлении Уке.
Руки всегда расслаблены.
Проверяйте их просто ощупывая, добиваться
мягкости теста .
Суставы должны быть сильными и мягкими - это
КРАНЫ силы.
Перегнутый или зажатый шланг воды не пропускает !
Внимание на контакт с Уке .
Глаза могут только помешать считыванию
информации с рук Уке. Единственный источник
знаний о действиях и намерениях Уке - это
ощущения от его хвата на Вашей руке.
Создавайте связь с Уке, иначе потеряете
способность управлять им.
Уподобиться шару . Всегда находиться в его
центре, средняя линия силы направлена на
партнера.
Осанка, осанка и еще раз осанка.
“Коши” старого Буси.
Визуальная подсказка - спина хорошего
профессионального наездника, дрессирующего
выездку лошадей. Без “Коши” рушится связь ног и
рук, Центр исчезает и становится рыхлым,
невозможна концентрация сил.
Вот ,кажется, пока и все.
Утомительное занятие - словами рассказать КАК нужно действовать !
|