20.06.2003

начало | содержание| ЯПОНИЯ
 

                          

ЖУРНАЛ "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

 
ТОЧКА НА КАРТЕ 
ТАКАЯМА - маленький Киото



Это просто поразительно, насколько японцы любят сравнивать места, где они живут, с чем-то другим, более известным. Так, в префектуре Аомори гордятся своей "горой Фудзи", городок Кавагоэ настойчиво именуют "маленьким Эдо", едва ли не в каждом городе есть своя улица "Гиндза", безуспешно пытающаяся соперничать блеском и оживленностью с одноименным токийским торговым центром. Но больше всего муниципальные власти даже самых захудалых поселков обожают сравнения с Киото, культурной столицей Японии. Свои "маленькие Киото" есть практически во всех префектурах страны.


Один из "клонов" великого Киото расположен в горах Хида в северной части префектуры Гифу. И официальное его название - Такаяма (в буквальном переводе - Высокие горы). Зажатая со всех сторон горными цепями, пики которых вздымаются на трехкилометровую высоту, долина в верховьях бурной речушки Миягава была издавна труднодоступной. Это был своеобразный "затерянный мир". Очевидно, именно это обстоятельство привело к тому, что выросший здесь со временем городок претерпел весьма малые изменения за прошедшие века. Время, стихия и люди пощадили Такаяму, сохранившую до сего времени характерные черты японской старины.


Основным и неиссякаемым источником доходов местных жителей издревле были густые леса, покрывающие горные склоны. Правда, это богатство было единственным, так как выращивать что-то из сельхозпродукции на крутых и лесистых горных склонах было невозможно, а полезных ископаемых в этих местах так и не было обнаружено. Соответственно, едва ли не каждая семья в долине была связана с промыслом древесины - ее заготовкой и обработкой. Надо ли удивляться тому, что сменявшие друг друга поколения мастеров-краснодеревщиков, сохраняя и развивая опыт предков, в своем ремесле достигали высочайших вершин.


Власти средневековой Японии, тщательно следившие за тем, чтобы ни один подданный не уклонялся от уплаты налога (а подати в те времена платили в основном рисом), однажды поняли, что налоги с бедной продовольствием горной глубинки надо брать в каком-то другом виде. Поэтому обитателей долины, а с XVI века - жителей городка Такаяма, возникшего вокруг замка Мацукура, возведенного местным феодалом, обязали поставлять искусных плотников и столяров на строительство столичных храмов и дворцов, сначала в Нару, потом в Хэйан (Киото) и Эдо (Токио).


Конечно же, длительное вынужденное отсутствие мужчин-мастеров в родных местах осложняло социальную жизнь в городе, но у этого явления была и своя положительная сторона. Поработав на "великих стройках", мастера возвращались домой, обогащенные не только вознаграждением за труд, но и новыми знаниями в архитектуре, искусстве и культуре вообще, почерпнутыми в столице. Эти знания в той или иной мере находили отражение в жизни Такаямы. Таким образом, этот городок, постепенно утрачивая черты захолустной серости, становился одним из культурных центров страны, неким маленьким подобием великолепного Киото.
Следы того времени можно обнаружить при знакомстве с центральными кварталами Такаямы, называемыми Сан-мати Судзи. Здесь сохранились старые купеческие дома и мастерские краснодеревщиков, выстроившиеся вдоль узких улочек. Как и столичные центры - Нара и Хэйан, - городок своей планировкой напоминает классическую правильную решетку, где улицы и переулки пересекались под прямым углом. Многочисленные горные речушки, впадающие в Миягаву, пересекаются изящными мостами, традиционно выкрашенными в алый цвет. А в зеркалах тянущихся вдоль улиц узких каналов, снабжавших горожан водой, отражаются кроны сосен, кленов и вишневых деревьев.
Слава Такаямы ширилась, благосостояние ее жителей росло, что в конце концов привело к ожидаемому результату. Сёгун, военный правитель страны, позавидовав своему вассалу, обосновавшемуся на землях Хида, в 1692 году отправил его на новое местожительство в другой уголок страны, а Такаяму подчинил своему прямому правлению.


Жесткие ограничения, накладывавшиеся правительством страны на низшие сословия, к которым относились купцы и ремесленники, строго предписывали соблюдение аскетизма во всех проявлениях личной и социальной жизни. Законодательно были определены цвет одежды, форма прически, нормы питания, площадь и высота жилых зданийЕ Любые отклонения от прописей жестоко карались. Купцы и мастера Такаямы, накопившие за многие годы изрядное богатство, были лишены возможности тратить его на собственные нужды. Поэтому местные жители не скупились на оформление буддийских и синтоистских храмов, соперничая между собой в щедрости пожертвований, которые часто делались в форме статуэток, декоративной резьбы по дереву.


Одним из ярчайших проявлений этого процесса стали ежегодные религиозные праздники мацури, проводившиеся в городе и по праву входившие в тройку самых великолепных торжеств страны. Точнее говоря, речь идет не об одном, а о двух мацури в Такаяме. Один из них, Санно мацури отмечается весной (14-15 апреля) при синтоистском храме Хиэ дзиндзя, другой, Хатиман мацури, - осенью (9-10 октября) при храме Сакураяма Хатимангу. Оба праздника уходят корнями в XVI век. Каждый из них отмечается примерно одинаково. В праздничный день город будят пронзительные вопли флейт и дробь барабанов, разносящиеся от соответствующего храма. Собравшиеся жители, одетые в традиционные праздничные наряды - кимоно (для женщин) и хакама (для мужчин) - и соответственно настроенные, отправляются длинной процессией по улицам города. Вся масса людей на ходу пританцовывает под барабанные ритмы. С собой они несут переносные паланкины микоси и тянут огромные повозки-платформы ятаи, украшенные вычурными сооружениями. Предполагается, что на время праздника божества покидают свои храмы и временно переселяются в микоси и ятаи с тем, чтобы впрямую пообщаться с народом. Вот эти-то повозки и считаются главной достопримечательностью мацури в Такаяме. Местные мастера изукрасили эти сооружения столь великолепной резьбой, покрывающей и внешние и внутренние стены передвижных часовенок, что каждый из ятаи превратился в бесценный образец творчества краснодеревщиков. Ни один ятаи не похож на другие. Дело в том, что для строительства ятаи требовались немалые средства, что было под силу лишь жителям целого квартала. Естественно, кварталы конкурировали между собой в изысканности орнамента, пышности декора. Всего в Такаяме хранятся 25 таких ятаи, самые старые из которых были построены в XVII веке. 12 выносятся на улицы города весной, 11 - осенью, остальные - по мере необходимости в другие сезоны. Чтобы полюбоваться этими произведениями искусства и принять участие в ежегодных мацури, в Такаяму с ее 67-тысячным населением собираются сотни тысяч гостей со всех префектур Японии.


Достопримечательностей в Такаяме хватает и на то, чтобы обеспечить массовый приток туристов даже в обычные дни, когда позолоченные и лакированные ятаи пылятся в специальных складах при храмах. Выстроенные местными плотниками еще три века назад двухэтажные дома, превращенные ныне в туристические точки - фольклорные музеи, ресторанчики, демонстрационные мастерские, сувенирные магазины, - продолжают привлекать любителей национальной архитектуры. Среди разнообразных сувениров - резьба по дереву, буддийские статуэтки, куклы, лаковая посуда, изделия из традиционной японской бумаги васи. А гурманов в Такаяму привлекают изысканная кулинария и совершенно неповторимые сорта местного рисового вина сакэ. Уставших от обилия увиденного туристов готовы подхватить и доставить до гостиницы рикши в старояпонских нарядах.
Да, пожалуй, эпитет "маленький Киото" вполне соответствует статусу нынешней Такаямы.

М. Кавицкий

 


 WEB-мастер Матвеев В.А. 
 
 E-mail:<sfox@online.ru> 

Rambler's Top100