Это
просто поразительно, насколько
японцы любят сравнивать места, где
они живут, с чем-то другим, более
известным. Так, в префектуре Аомори
гордятся своей "горой Фудзи",
городок Кавагоэ настойчиво именуют
"маленьким Эдо", едва ли не в
каждом городе есть своя улица "Гиндза",
безуспешно пытающаяся соперничать
блеском и оживленностью с
одноименным токийским торговым
центром. Но больше всего
муниципальные власти даже самых
захудалых поселков обожают
сравнения с Киото, культурной
столицей Японии. Свои "маленькие
Киото" есть практически во всех
префектурах страны.
Один из "клонов" великого
Киото расположен в горах Хида в
северной части префектуры Гифу. И
официальное его название - Такаяма (в
буквальном переводе - Высокие горы).
Зажатая со всех сторон горными
цепями, пики которых вздымаются на
трехкилометровую высоту, долина в
верховьях бурной речушки Миягава
была издавна труднодоступной. Это
был своеобразный "затерянный мир".
Очевидно, именно это обстоятельство
привело к тому, что выросший здесь со
временем городок претерпел весьма
малые изменения за прошедшие века.
Время, стихия и люди пощадили Такаяму,
сохранившую до сего времени
характерные черты японской старины.
Основным и неиссякаемым источником
доходов местных жителей издревле
были густые леса, покрывающие горные
склоны. Правда, это богатство было
единственным, так как выращивать что-то
из сельхозпродукции на крутых и
лесистых горных склонах было
невозможно, а полезных ископаемых в
этих местах так и не было обнаружено.
Соответственно, едва ли не каждая
семья в долине была связана с
промыслом древесины - ее заготовкой и
обработкой. Надо ли удивляться тому,
что сменявшие друг друга поколения
мастеров-краснодеревщиков, сохраняя
и развивая опыт предков, в своем
ремесле достигали высочайших вершин.
Власти средневековой Японии,
тщательно следившие за тем, чтобы ни
один подданный не уклонялся от
уплаты налога (а подати в те времена
платили в основном рисом), однажды
поняли, что налоги с бедной
продовольствием горной глубинки
надо брать в каком-то другом виде.
Поэтому обитателей долины, а с XVI века
- жителей городка Такаяма, возникшего
вокруг замка Мацукура, возведенного
местным феодалом, обязали поставлять
искусных плотников и столяров на
строительство столичных храмов и
дворцов, сначала в Нару, потом в Хэйан
(Киото) и Эдо (Токио).
Конечно же, длительное вынужденное
отсутствие мужчин-мастеров в родных
местах осложняло социальную жизнь в
городе, но у этого явления была и своя
положительная сторона. Поработав на
"великих стройках", мастера
возвращались домой, обогащенные не
только вознаграждением за труд, но и
новыми знаниями в архитектуре,
искусстве и культуре вообще,
почерпнутыми в столице. Эти знания в
той или иной мере находили отражение
в жизни Такаямы. Таким образом, этот
городок, постепенно утрачивая черты
захолустной серости, становился
одним из культурных центров страны,
неким маленьким подобием
великолепного Киото.
Следы того времени можно обнаружить
при знакомстве с центральными
кварталами Такаямы, называемыми Сан-мати
Судзи. Здесь сохранились старые
купеческие дома и мастерские
краснодеревщиков, выстроившиеся
вдоль узких улочек. Как и столичные
центры - Нара и Хэйан, - городок своей
планировкой напоминает классическую
правильную решетку, где улицы и
переулки пересекались под прямым
углом. Многочисленные горные речушки,
впадающие в Миягаву, пересекаются
изящными мостами, традиционно
выкрашенными в алый цвет. А в
зеркалах тянущихся вдоль улиц узких
каналов, снабжавших горожан водой,
отражаются кроны сосен, кленов и
вишневых деревьев.
Слава Такаямы ширилась,
благосостояние ее жителей росло, что
в конце концов привело к ожидаемому
результату. Сёгун, военный правитель
страны, позавидовав своему вассалу,
обосновавшемуся на землях Хида, в 1692
году отправил его на новое
местожительство в другой уголок
страны, а Такаяму подчинил своему
прямому правлению.
Жесткие ограничения,
накладывавшиеся правительством
страны на низшие сословия, к которым
относились купцы и ремесленники,
строго предписывали соблюдение
аскетизма во всех проявлениях личной
и социальной жизни. Законодательно
были определены цвет одежды, форма
прически, нормы питания, площадь и
высота жилых зданийЕ Любые
отклонения от прописей жестоко
карались. Купцы и мастера Такаямы,
накопившие за многие годы изрядное
богатство, были лишены возможности
тратить его на собственные нужды.
Поэтому местные жители не скупились
на оформление буддийских и
синтоистских храмов, соперничая
между собой в щедрости пожертвований,
которые часто делались в форме
статуэток, декоративной резьбы по
дереву.
Одним из ярчайших проявлений этого
процесса стали ежегодные
религиозные праздники мацури,
проводившиеся в городе и по праву
входившие в тройку самых
великолепных торжеств страны. Точнее
говоря, речь идет не об одном, а о двух
мацури в Такаяме. Один из них, Санно
мацури отмечается весной (14-15 апреля)
при синтоистском храме Хиэ дзиндзя,
другой, Хатиман мацури, - осенью (9-10
октября) при храме Сакураяма
Хатимангу. Оба праздника уходят
корнями в XVI век. Каждый из них
отмечается примерно одинаково. В
праздничный день город будят
пронзительные вопли флейт и дробь
барабанов, разносящиеся от
соответствующего храма. Собравшиеся
жители, одетые в традиционные
праздничные наряды - кимоно (для
женщин) и хакама (для мужчин) - и
соответственно настроенные,
отправляются длинной процессией по
улицам города. Вся масса людей на
ходу пританцовывает под барабанные
ритмы. С собой они несут переносные
паланкины микоси и тянут огромные
повозки-платформы ятаи, украшенные
вычурными сооружениями.
Предполагается, что на время
праздника божества покидают свои
храмы и временно переселяются в
микоси и ятаи с тем, чтобы впрямую
пообщаться с народом. Вот эти-то
повозки и считаются главной
достопримечательностью мацури в
Такаяме. Местные мастера изукрасили
эти сооружения столь великолепной
резьбой, покрывающей и внешние и
внутренние стены передвижных
часовенок, что каждый из ятаи
превратился в бесценный образец
творчества краснодеревщиков. Ни один
ятаи не похож на другие. Дело в том,
что для строительства ятаи
требовались немалые средства, что
было под силу лишь жителям целого
квартала. Естественно, кварталы
конкурировали между собой в
изысканности орнамента, пышности
декора. Всего в Такаяме хранятся 25
таких ятаи, самые старые из которых
были построены в XVII веке. 12 выносятся
на улицы города весной, 11 - осенью,
остальные - по мере необходимости в
другие сезоны. Чтобы полюбоваться
этими произведениями искусства и
принять участие в ежегодных мацури, в
Такаяму с ее 67-тысячным населением
собираются сотни тысяч гостей со
всех префектур Японии.
Достопримечательностей в Такаяме
хватает и на то, чтобы обеспечить
массовый приток туристов даже в
обычные дни, когда позолоченные и
лакированные ятаи пылятся в
специальных складах при храмах.
Выстроенные местными плотниками еще
три века назад двухэтажные дома,
превращенные ныне в туристические
точки - фольклорные музеи,
ресторанчики, демонстрационные
мастерские, сувенирные магазины, -
продолжают привлекать любителей
национальной архитектуры. Среди
разнообразных сувениров - резьба по
дереву, буддийские статуэтки, куклы,
лаковая посуда, изделия из
традиционной японской бумаги васи. А
гурманов в Такаяму привлекают
изысканная кулинария и совершенно
неповторимые сорта местного
рисового вина сакэ. Уставших от
обилия увиденного туристов готовы
подхватить и доставить до гостиницы
рикши в старояпонских нарядах.
Да, пожалуй, эпитет "маленький
Киото" вполне соответствует
статусу нынешней Такаямы.
М.
Кавицкий