четверг,
26
января 2006 г.
Вариант статьи в журнал «БЛЕК БЕЛТ»
Первая статья
Техника «Семен
ути икке осае омоте » тати
Вступительные
слова.
Двадцать пять
лет назад написать такую статью было проще простого. Сделай
фотонабор последовательных фаз приема и опиши словами куда ноги
ставить и руки крутить, поскольку все было ново и информации было
почти ноль.
Сейчас Айкидо
в России развивается уже более четверти века. Информации самой
разной очень много, много людей преподающих этот вид Будо и много
занимающихся уже вошедших в этот непростой поток знаний и имеющие
уже кое какой опыт. Поэтому рассказывать куда руки куда ноги надо
двигать занятие мало полезное - все это вы уже знаете или вам это
расскажут ваши инструктора. Уже не говорю о том, что мои личные
представления о самых важных моментах в техниках все время
изменяются по мере продолжения собственной практики Айкидо.
В рамках
неподвижных фото образов и сжатых текстовых площадей журнала трудно
рассказать обо всех своих представлениях самых важных моментов
техник, да и сами представления чаще всего сейчас находятся в
области чувств , а не геометрических построений, а как чувства
словами передать? Практически никак. И все же я попробую
останавливать ваше внимание на важных моментах в выполнении
рассматриваемых ката Айкидо.
В
аттестационной программе Всемирного Центра Айкидо (Токио,
Япония) техника Семен ути икке осае стоит первой. Вообще, Икке осае
считается самой трудной ката и это действительно так. В этой форме
концентрировано сходятся самые важные принципы Айкидо, на овладение
которыми уходят годы и годы.
Но давайте
все же попробуем сказать что
то полезное для новичков и продвинутых
учеников об этой важной форме.
РИС1.
Санкаку тай
|
И
так.
В
основе Айкидо, возьму на себя такую смелость это
предположить, лежат всего два действия : Семен ути с
шагом вперед – рубящий вертикальный удар в голову и
Тенкан – поворот на 180 гр. на впереди стоящей ноге. Вынужден ограничиться таким вот коротким утверждением ,
иначе на остальное места не хватит.
Эти
основополагающие действия производятся в одной
единственной канонической стойке - Санкаку тай
(рис1), представляющей остановленную фазу привычной
всем обыкновенной ходьбы. Это абсолютно естественное
устойчивое вертикально-равновесное состояние
обеспечивает возможность быстрых поворотов и шагов в
любую сторону и полную свободу действий руками.
Вообще
- это просто гениально, что в основу Будо О Сенсеем
Моихеем Уэсиба была заложена всего одна каноническая
стойка. Всего одна ! Да еще очень естественная
практически для любого человека. Это с одной стороны
очень легко для изучения , а с другой очень сложно,
поскольку основные трудности освоения находятся в
области тонких чувст, приходящих только со временем.
|
Рис 2.
Ступни в
Санкаку тай
|
Санкаку тай имеет устойчивый пирамидальный тип
геометрической формы . Характерные особенности этой стойки : ступни взаимно
перпендикулярны и расположены на одной линии в
направлении к партнеру (рис.2) , тело развернуто в
пол-оборота, руки свободно опущены вдоль тела. Скрещенное
положение ступней обеспечивает устойчивость неподвижного
состояния, изменение длины шагов в этой стойке позволяет
эффективно использовать всю мощь Центра и притяжения
земли, ощущаемой нами как собственную массу.
Особенностью этой стойки является также ярко выраженный
способ передвижения - как и в танцах, движение ступнями.
С одной стороны высокая стойка не дает возможности
использовать массивные ( но очень медленные!!!) мощные
мышцы ног, но... грамотное включение ступней , как и в
Кендо, позволяет перемещаться почти молниеносно и
невероятно точно. Работу ступней в Айкидо можно сравнить
с рисованием картины.
Кроме того, такая позиция , выражающая равновесное состояние Духа и
тела , позволяет быть всегда в полной готовности к действию,
даже внешне не выражая никаких признаков агрессивности.
И это тоже не мало - самый лучший бой тот, который
не выигран, а не состоялся.
|
Рис 3.
Начальная позиция
|
Семен ути, как тренировочный элемент Айкидо, является
некоей общей моделью всевозможных
вертикально-центральных нападений с оружием и без него.
Овладеть мощным, концентрированным, сбалансированным и
гармоничным Семен ути очень не просто. В этом действии
концентрировано сходятся воедино принципы Ирими -
назовем это способностью войти в надвигающуюся атаку, Маай
- точное управление расстоянием и временем
взаимодействия, Кокью-хо способность выводить силу, Киме
- умение концентровать силу в нужном моменте и
месте, баланс - контроль собственного равновесия и
взаимодействия не всегда физически связанных тел
Уке-нападающего и Наге-проводящему прием и
техника перемещений .
Семен учи можно грубо разделить на 3 фазы.
Первая фаза – это простое расположение двух партнеров в
положении Санкаку тай на удобном для атаки и защиты
расстоянии (Маай) – рис.3. В Сумо этой части поединка
отдается крайне важное значение именно в этом ПРОЦЕССЕ
закладывается фундамент возможной победы, тут
сталкиваются два Духа Уке и Наге. В Айкидо поединок не
предусматривается, но внутреннее состояние должно быть
подготовлено к приему. Нужно научиться вроде просто
стоять и вроде просто смотреть на готовящегося к атаке
Уке.
Наге слегка вывешен на мыски обоих ступней, тело
расслаблено, Центр опущен, Дух успокоен, внимание
внутренне сконцентрировано и желательно полное
отсутствие мусорного (а лучше ЛЮБОГО ) мыслительного
процесса.
Все эти
умения сами по себе не придут, будьте уверены. Только
внимательный , долгий и кропотливый сложный процесс
самообучения может вас привести к перечисленным
способностям самоконтроля. Каждый раз, а это
500-1500 возможностей за тренировку, вставая напротив
вашего партнера занимайтесь этими вопросами и вы
достигнете прогресса.
|
Рис 4.
Полный замах Уке
|
Вторая фаза – начало атаки. Делается широкий взмах рукой в
вертикальной плоскости, совпадающий по времени началу
движения Уке к Наге .
Почему такой широкий замах ? Вообще то, каждый такой
замах можно рассматривать как тренировку Кокью хо. И
этот замах в роли Наге служит исключительную роль
защитника. А его ведь надо еще связать с движением, а движение с
реакцией на начало атаки .....Не ленитесь повнимательнее
отнестись к этой с виду простой форме, много нового и
полезного узнаете .
С другой
стороны, широкий замах
- это способ развить высокую
мощность удара, который вы в дальнейшем подарите своему
Наге на тренировках.
Широкий
замах - это хороший начальный сигнал атаки для недолго
тренирующегося адепта.
Широкий
замах для правши хороший способ развить свою левую не
очень в этом смысле умелую руку.
Словом ,
широкий замах это ваш хороший добрый тренер.
|
Рис 5.
Окончательная
фаза удара семен ути.
|
Далее, одновременно с
продвижением вперед, следует вертикальный рубящий удар
ребром раскрытой ладони в верхнюю часть лба. Удар
заканчивается одновременно с завершением движения сзади
расположенной ступни. Именно так проводится удар мечом в
голову в Кендо и Иайдо, но техника проведения такого
удара в Иайдо больше соответствует задачам
Айкидо. Почему и отчего - не сейчас.
Эта
фаза Рис.5 показывает как взаимно должны были бы располагаться
партнеры, если бы атака удалась полностью и вся энергия
удара дошла бы до цели.
Это тоже
важно и не просто. Правкой данного расположения Уке и
Наге занимаюсь каждый божий день (кроме воскресенья) .
В Айкидо
приходят самые обычные люди, часто очень далекие от
какого либо вида спортивных занятий и им вся эта кухня
оказывается крайне сложной.
А для
сколько то занимающихся , тоже совсем не просто
завершить грамотно это самое Семен ути.
Совсем
ученическая форма Семен ути делается просто шагом одной
впереди стоящей ноги.
Почему в
лоб ? Если Наге проморгает, то сильный удар в лоб вряд
ли причинит ему большой вред. Кость там толстая. |
Основной прием.
Рис 6.
Исходная позиция.
|
Теперь после такого пространного вступления переходим
непосредственно к рассматриваемой технике.
Сначала , естественно, исходная позиция
Рис.6. Уке и Наге заняли свои
места , расслабились, сконцентрировались, сбалансировали
свои центры и……..
Одно замечание – нужно очень точно
определить Маай – расстояние между партнерами с
точностью до сантиметров. Большое Маай – невозможно
эффективно атаковать, маленькое – принципиально возможна
встречная атака и Наге в этом случае имеет очень мало
времени на реакцию. Если вы хотите тренировать реакцию
на атаку, то можно сделать Маай поменьше и замедлить
скорость Семен ути. Если вам важна работа с мощностью
нападения, то сделайте Маай слегка побольше и удар посильнее. У
Наге время на реакции будет примерно одинаковым.
Положение ног Уке и Наге в данном
случае одинаковое, такая позиция носит наименование Ай
ханми .
|
Рис 7.
Начало ути и продвижения обоих партнеров,
|
Рис. 7 от практически
одновременное движение навстречу Уке и Наге. Вообще,
вопрос начала движения с положения полной неподвижности
является крайне затруднительным. Кто
тщательно и внимательно занимался этой проблемой меня
хорошой поймет. Если не очень
ясна проблема, можете просто снять
себя на видео и очень многие с недоумением обнаружат ,
что есть куда еще сильно развиваться.
Нужно добиться
буквально зеркальной реакции на атаку Уке и это
грандиозная работа. От этого зависит с какой силой атаки
Наге столкнется. Чем быстрее реакция, тем легче
управлять Уке.
Если быть совсем дотошным, то Наге
может начать двигаться только ПОСЛЕ набора некоторой
энергии удара Уке, в этом случае Уке уже не сможет
изменить свое совершающееся действие.
И еще для очень продвинутых. Нужно
принимать КАЖДУЮ атаку Уке так, как будто вы НЕ ЗНАЕТЕ
что сейчас произойдет. Это вот то самое ПОЛНОЕ
отсутствие мыслей.....Тренированная ответная реакция в
этом состоянии молниеносная.
Исключите состояние ОЖИДАНИЯ.
|
Рис.8
Момент схождения Уке и Наге в контакт.
Рис.9
|
И
вот свершилось – Уке напал, Наге успел выйти навстречу и
принял на себя удар Рис.8
.В идеальном варианте
вход в надвигающуюся атаку и опускание Уке на пол должно
произойти на счет РАЗ. А это Но поскольку мы разбираем технику,
то...
Вариант «омоте» предполагает
использование принципа встречного расхождения – Ирими.
Чем выше мастерство Наге, тем меньше у него причин
принимать ути Уке в исходной неподвижной позиции.
Что
тут главное? Не ставить принимающую удар руку
перпендикулярно атакующей.Этим вы избежите, как минимум,
встречных травм .
Подъем рук в положении Рис.9___быстр и мощен и легко
переходит к дальнейшим округлым траекториям движения
рук.
Рука страхующая локоть
Уке может охватывать его большим пальцем, а может и не
делать этого.
Крайне важно точно
занять место , в котором Наге должен оказаться
в этот момент .
Слишком близко нельзя
оказаться - могут повторно атаковать свободной
рукой или ногой.
Слишком далеко нельзя -
получается очень неустойчивая собственная позиция.
|
Рис 10-12
Фазы
выведения Уке из равновесия.
Рис.13.
Наге
не стремиться захватывать запястье Уке
|
Процесс выведения Уке
из равновесия и приведение его на пол приведен на
последовательных 3 фазах действия
Рис.10,11,12
После встречи атакующей руки и фактического тестирования
силы атаки, Наге принимает решение опрокинуть Уке на
спину ( конечно все это происходит в доли секунды,
фактически при первом касании атакующей руки Уке). Если
бы Наге это удалось, то лучшего завершение
конфликта для Наге и не придумать.. Уке падает очень сильно спиной и затылком о
совсем не мягкую в реальности поверхность. Дальше делай
что хочешь.
Более ловкий Уке
сколько то времени будет пытаться устоять и ему
это удается , перейдя в равновесное состояние на одной
опорной ноге
все еще лицом к Наге в надежде продолжить атаку ( и нога
,очень кстати, освобождается для
действия).
Наге
же, продолжая воздействие на руку Уке, еще больше
выводит последнего из равновесия и тот, в конце концов,
вынужден даже опереться рукой на пол и старается
не оторваться от Наге и не повернуться к нему спиной.
И
в этом положении Уке все еще опасен.
Но
Наге
еще нет причины крепко захватывать руку Уке. Он
осуществляет контроль ситуации, оставаясь над Уке через
вроде простой контакт рук. В этой
положении Уке даже
просто уйти в сторону не удастся, он вынужден сдерживать
Наге, выводя свою силу вверх к нему. Если Наге
достаточно квалифицирован, то он приводит силу своего
Центра в место взаимного контакта, где очень чутко
отслеживает все попытки Уке выйти из затруднительного
положения.
Весь процесс выведения
из равновесия и приведение Уке на пол Наге совершает
через очень мягкие руки , путем собственного
перемещения. Что и позволяет ему быстро и точно
обеспечить полный контроль над Уке.
Постоянный контакт рук Уке и Наге вынужденный. Если один
из них этот контакт прервет, то свободная рука каждого
партнера может сразу предпринять атакующие
действия.Рис 13
_ |
Рис 14.
Первичная фаза удержания
|
Последняя фаза - Осае (
удержание на полу) Рис.14,15
Опускание Уке на пол Наге завершает прижиманием плеча
Уке к полу сильно и решительно через уже захваченную
руку.
Эта рука буквально втыкается в пол как штыковая
лопата.
Усилить воздействие на Уке возможно
дополнительно нагрузив его локоть, оперев захваченное
запястье на колено. Это положение уже может быть
вариантом удержания.
Одно колено Наге плотно
прижато к телу Уке, еще больше ограничивая его возможную
подвижность.Второе фиксирут
положение запястья Уке.
|
Рис.15
Поворот на колене в сейдза – удержание.
|
Если
теоретически Уке предпринимает успешные действия для
освобождения, может здоровый как лось, то Наге может
простым опусканием колена прийти в положение Сейдза и
этим движением нанести очень серьезную травму плечевого
сустава – фактически разрушив его полностью. Тогда и та
простая с виду форма удержания прижиманием вытянутой
руки к полу покажется вполне реальной даже для слабой
девушки.
|
Рис.16.
Осае– прямая спина, положение
колен
|
Окончание ката – Икке осае.(удержание). В этой
завершающей части необходимо выполнить несколько
обязательных условий.
Спина Наге прямая
Рука
Уке располагается под углом более 90 градусов к его телу
иначе возможен легкий уход от удержания путем переворота
через плечо на спину.
Одно
колено Наге располагается у запястья Уке.
Второе колено Наге продвигаясь от плеча Уке по его
ребрам останавливается на уровне плавающих ребер,
предотвращая возможную попытку Уке приблизить тело к
Наге и уйти от захвата путем переворота через плечо на
спину.
Обе
руки Наге крепко прижимают локоть Уке к полу ,
раскатывая его как скалку вперед от себя до появления
угла меньшего чем 180 гр.
Наге необходимо вывести всю силу Центра в эту точку.
Голова Наге повернута в направлении головы Уке.
|
Вот
пока и все.
О технике рассказал Матвеев В.А. руководитель
"Московского АйкиКлуба" ( "Рюсуйкан ")
4 дан Айкидо Айкикай, 2дан Иайдо и Дзедо, член Президиума и
Аттестационной комиссии сидоин ФААР, вице-президент МФАА,
кандидат физ-мат наук МГУ. Общий стаж занятий Будо более 35 лет.
Наш сайт http://www.aikiclub.ru
Москва 10/09/98 13-27
Психо-физические основы Айкидо.
Вопросы про физико-психологические основы.....
В основной группе старших эти разговоры уже давно
кончились. Но раз вопрос возник, давайте попробуем кое в
чем разобраться. Хочу предупредить, ниже пойдут , как и
всегда, только мои личные мысли по этому вопросу.
Таинственное, необъяснимое и чудесное всегда
притягательно. И сразу все легко и просто и красиво
объясняется . это приятно. С Айкидо также проблема.
Вернее не проблема, а просто рабочая задача. Люди часто
приходят очарованные словами - принципами,
проговариваемыми в связи с занятиями Айкидо. Любовь,
Гармония, Энергия, Ки, Сверхконцентрация, Победа без
Силы, Использование Силы нападающего, Сферичность,
Танден, Центр, Космос , Сверхсила , Несгибаяемая рука, и
........ сами можете продолжить. И все это верно. Все
правда. Но эти же люди очарованы именно словами и,
приходя в зал, они просят СЛОВ. Достаточно частый
вопрос: "А у вас разрабатывают философию Айкидо?" и на
мой краткий ответ - "Да, но как процесс работы" ,как
правило, уходят и я почти не расстраиваюсь. Значит мне
удастся сэкономить много собственных сил, которые могли
уйти в просто слова.
Слова-ОТКРЫТИЕ я прочитал у Киссемару Уэсиба. Мне и
многим моим ученикам стало очень понятна и близка
высказанная им Цель занятий Айкидо. Выше были приведены
СЛОВА-ЦЕЛИ приходящих, а это СЛОВО-ЦЕЛЬ МАСТЕРА. Так
вот,
ЦЕЛЬ
ЗАНЯТИЙ АЙКИДО -
ЭТО УЧАСТВОВАТЬ В ТРЕНИРОВКАХ АЙКИДО.
Как, вас не проняло? Меня пронимает до сих пор. Вы
почитайте его книгу-«Дух Айкидо» и вникните в эти
простые с виду слова. Здесь полный ответ на все вопросы.
Существует множество способов развития самых тонких и
таинственных способностей. На каждом Пути масса
пропастей и ловушек. Эти ловушки могут быть абсолютно не
явными и крайне приятными и человек, попадая в них,
находится в полной уверенности состояния ИЗМЕНЕННОГО
сознания. Причем измененного правильно, по его
ощущениям, но часто это просто сумасшествие в самой
разной форме. Очень не зря каждое такое знание скрыто,
запутано, противоречиво....
Сейчас много магов, шаманов, провидцев, видящих и
чувствующих..... и они действительно все это что-то
видят и чувствуют, но вопрос все рано остается : какие
силы к ним пришли . Можно прокопать канал к дому и
дождаться рыбу , но какая рыба приплывет? Легко снять
задвижку и выпустить тигра, но загнать его обратно?
Тайные древние знания сильно были обложены всякими табу
и не зря. Сейчас мы обнаглели в край и суем голову в
пасть этому тигру запросто, хорошо если он спит или
сейчас сыт, но часть его пасти и желудка все-таки самые
отчаянные успевают увидеть. Но часть желудка это не весь
тигр.
Психо-физические аспекты.
Основное достояние Айкидо это отсутствие соперничества.
Раз не надо побеждать кого-то нет и агрессии к нему.
Скрытое соперничество и тут же скрытая агрессия. Очень
часто приходят люди зажатые насмерть, боящиеся всех и
вся, кого и бояться не надо. Боятся всех и всего.
Улыбаться стоящему перед ним человеку даже через силу не
могут. Вот я потихонечку, полегонечку и подвожу их всех
от Любви ко всему Человечеству к просто улыбке
работающему с ним человеку. И это удается, трудно, долго
но удается. Как же изменяются люди тогда. Без улыбки
смотреть на это не возможно. Душа поет.
Второй
момент.
Улыбаться
искренне и сжимать кулаки для драки одновременно это
извращение. Маньяк это наверное может делать, нормальный
человек - не представляю. И на тренировках много-много
занимаемся очень мягко, текуче, расслаблено и чутко. По
крайней мере ставится такая задача и каждый продвигается
в ней как может, благо торопиться некуда. Мягко,
расслаблено и связанно.
Третий.
В
Айкидо всегда задействованы два человека. Они зависят
друг от друга. Доверяют себя другому , позволяя делать
над собой страшную технику. Доверие , чуткость и
внимание к ДРУГОМУ. И это не приходит сразу. Это
получается после пролития ведер пота. Вырабатывается
прекрасная контактность. Людей в зале много, все время
меняются-замечательный житейский тренаж.
В-четвертых.
Осанка.
Постоянно всех третирую за осанку. Результат-красивые
люди, красивые девушки, продвижения по службе, свадьбы,
улучшение здоровья, хорошее настроение.......
Пятое.
Сила. Мягкость без силы-расхлябанность. Очень опасен
слабый человек, от них самые серьезные травмы. Не в
силах справиться со своим телом , двинуть руку или ногу
туда куда задумал, для другого может обернуться жестокой
травмой. Сила нарабатывается медленно и постепенно и
дальше исчезает как внешний атрибут. Женщины остаются
женственными, мужчины здоровеют как слоны, то внешне
проявляется всего в чрезмерном увеличении объема
запястий. Браслеты от часов и рубашки приходится
увеличивать.
Последнее,
иначе можно очень долго болтать. Айкидо система ,
построенная на круговых циклических движения. Завязанная
на мягкость и расслабленность она становится еще одной
дисциплиной развития ЭНЕРГЕТИКИ. Это Космос, Ки и так
далее. Точно могу сказать, постепенно приобретаются
навыки экстрасенсорики и всего относящегося к этому. Кто
хочет и не боится лезть глубже-может лезть. По мне -
очень мелкими шажками и совсем не за этим. Но корзинка
все равно наполняется.
Путей подхода к конечной цели множество, каждый может
идти своим путем. Но мы забираемся на одну Гору и в
конце можем увидеть Одну луну.
Общаясь в Японии со многими именитыми мастерами Айкидо я
ни разу не слышал разговоров на эту тему. Они
предпочитают делать это, а не говорить про это.
Матвеев.В.А.
|
|