Джон Стивенс.
ОБИЛЬНЫЙ МИР
Биография Морихея Уэcибы,
основателя Айкидо.
ВВЕДЕНИЕ.
Морихей Уэcиба
почитается во всем мире, как основатель Айкидо - самого прогрессивного
просвещенного современного воинского искусства. Образ, похожего на святого,
старого мастера, около пяти футов (примерно 152 см) роста, легко разбрасывающего
множество обступивших его молодых учеников, знаком сейчас многим. Как достиг
этот маленький человек такой гигантской силы? Как возникла его непреходящая
воинская доблесть? В чем смысл его уникальной миссии? Стараясь нарисовать
точный портрет основателя Айкидо и его времени, я сосредоточил свое
внимание на вопросах "зачем?" и "как?", а не на "когда?" и "где?",
концентрируя рассказ на людях, событиях и идеях, оказавших наибольшее влияние на
мастера. После тщательного просеивания огромного числа часто противоречащих
друг другу письменных и устных источников я составил эту биографию, которая,
как я надеюсь доставит читателю удовольствие и заинтересует его, а также
прольет свет на важнейший вопрос: "Кто был Морихей Уэcиба
и в чем суть его учения?"
.Часть
первая.
ЧЕЛОВЕК
"Я - суть Вселенная" -
Морихей Уэcиба.
На два с половиной века сегунат
Токугава закрыл Японию от остального мира и установил жесткий контроль над
страной. Последовавшая в девятнадцатом веке серия переворотов пошатнула
военное правительство, которое окончательно пало в 1868 году, когда молодой
император Мэйдзи провозгласил реставрацию императорской власти. За этим
последовала кровопролитная вооруженная борьба между различными
группировками, и только после 1877 года, когда были разбиты силы
твердолобых самураев Такамори Сайго, страна бы а объединена. Новый
порядок, изменяющий все с самых основ стал необходим, и огромное количество
талантливых мужчин и женщин, освободившихся из-под гнета сегуната, появилось на
сцене. Популярной поговоркой этого периода были слова: "Если силен дух, то
ничто не может помешать достижению цели". Эта была эра новаторства во всех
сферах чечеловеческой деятельности: старые пути должны были быть обновлены и
расчищены. В это захватывающее время решений, экспериментов и возможностей 14
декабря 1883 года родился Морихей Уэшиба. Отец и мать Морихея, имевшие к
тому времени уже трех дочерей, были счастливы рождением первого (и как
оказалось, единственного) сына. Юроку
- крепко сложенный
сорокалетний отец Морихея, преуспевающий фермер и местный политик,
происходил из самурайского рода; его дед Кишимон был известен своей
невероятной силой и воинской доблестью. Мать Морихея - Юки имела дальние
родственные связи с кланом Такеда - хранителями древних традиций воинского
искусства. Она была образованной женщиной и интересовалась литературой,
живописью и религией. Морихей родился в Танабе, поселке рыбаков и
крестьян, расположенном на полуострове Кии (ныне префектура Вакаяма) -
самом сердце района с древних времен связанного с Японским мистицизмом.
Люди полагали, что этот район, известный под названием Кумано, вляется
"воротами на Небо". В ранний период японской истории раки в горах
почитались как самые святые места на земле. Даже император совершал
паломничество из Киото к гробницам Кумано. Главная божественная гора Кумано
почиталась и восхвалялась в бесчисленных джинджах (молитвах) по всей стране.
Столетиями сотни святых очищали себя в водах секретных водопадов Начи, дома
всемогущего Короля Драконов. Волшебник Эн-но-Годжа, патриарх горных
отшельников, творил в этих местах чудеса. Кобо Дайши, мастер тантрического
буддизма, согласно преданиям все еще медитирует на вершине священной горы Койя,
в ожидании новой эры, которая наступит с приходом будды Мироку.
Таким образом Морихей с самого
рождения оказался в атмосфере, в которой сверхъестественное, мистическое и
божественное ощущались явственно. Когда Морихиею исполнилось семь лет его
отдали в руководимую монахом китайскую классическую школу. Он с ранних лет
проявил ненасытный интерес к тайным и общедоступным наукам. Мальчик буквально
пожирал сотни книг по самым различным отраслям знаний, особенно интересуясь
математикой и физикой. Однако Морихею быстро наскучила сухая морализация
конфуцианских текстов и он умолил монаха рассказать ему истории о великих
чудесах Кобо Дайши и обучить эзотерическим синтоитским обрядам, тайным псалмам
и технике медитации. Синтоитский буддизм использует в богослужении
тантрические методы. Сложные ритуалы, тайные визуализации, богатые возможности
живописи, музыки и различные воздействия на чувства применяются для достижения
просветления в настоящем существовании человек. В частности, синтоисты широко
используют санскритские мантры и зрелищные церемонии, например церемонию
поклонения огню. Впечатлительный юноша впитал в себя все эти тайные учения и
впоследствии использовал их. В дополнение к изучению синтоитского буддизма
Морихей стал пылким почитателем синтоитских богов Кумано. Он проводил много
времени посещая святые места в горах и всю свою жизнь утверждал, что
ангелы-хранители из Кумано наблюдают за ним. Вследствие преждевременных родов
Морихей был хилым и слабым ребенком. Юроку, обеспокоенный физической слабостью и
нервическим темпераментом своего сына, поощрял занятия Морихея сумо, бегом и
плаванием. Мальчик приобщился также к местным рыболовным экспедициям и быстро
стал мастером метания гарпуна. Под неусыпным наблюдением отца и школьного
учителя, проявившего большой интерес к необычному мальчику, Морихей постепенно
строил свое тело. Чувствуя свою растущую силу мальчик мечтал о том, что
когда-нибудь он станет самым сильным человеком на Земле. Он старался сделать
свою кожу жесткой, окунаясь каждый день в ледяную воду, и просил своих друзей
бросать в него колючие каштаны. Сила Морихея возросла настолько, что его
пригласили отнести заболевшего ребенка в ближайший город, находившийся на
расстоянии пяти миль (примерно восемь километров). Необходимость иметь много
сил была еще раз продемонстрирована ему когда однажды ночью он стал свидетелем
драки своего отца с группой головорезов, подосланны для устрашения к Юроку его
политическими соперниками. В 1896 году тринадцатилетний Морихей поступил в новую
среднюю школу в Танабе, которую он оставил через год. Он был слишком
нетерпелив, чтобы следовать установленному учебному плану и ему не
нравилось проводить в помещении целый день.
После этого Морихей был зачислен в
престижную академию счета на абаке. Острый ум и ловкие руки позволили ему уже
через год стать ассистентом инструктора. После окончания академии Морихей
получил работу ревизора в одной из местных налоговых контор. Он хорошо
выполнял свои обязанности и через некоторое время получил предложение перейти в
Токийское бюро. Морихей, никогда не намеревавшийся провести остаток своих
дней "канцелярской крысой", отказался от предложения и вскоре после этого
оставил свой пост и начал помогать тяжело угнетаемым рыбакам бороться против
недав но опубликованного акта, регулирующего добычу рыбы. Некоторые богатые
предприниматели и коррумпированные представители власти старались использовать
закон, чтобы задушить конкуренцию со стороны бедных рыбаков. Негодующий
семнадцатилетний Морихей использовал свои знания о налогообложении для защиты
своих соседей. Конечный итог этого дела не до конца ясен, однако, Морихей
проявил себя как человек, который не будет спокойно сидеть в стороне во
время жаркого спора. Интересно, что активность Морихея привела в ужас его
отца, члена муниципального совета. Юроки предложил Морихею значительную
финансовую помощь с тем, чтобы он нашел занятие себе по душе. Все еще не
знающий своего призвания, разочарованный в жизни в у диненном поселке мечтатель
Морихей решил искать славу и счастье в огромном Токио. Спустя несколько
месяцев после приезда в Токио Морихей смог открыть небольшой магазин с
несколькими работниками. Но сердце его не лежало к бизнесу. После того, как
в результате недоедания Морихей заболел бери-бери, он раздал остатки своих
товаров служащим и на последние иены купил билет в первом классе до Танабе,
где заявил ошарашенному отцу: "Я уехал из Танабе без ничего и возвратился также
ни с чем". Во время своего пребывания в Токио Морихей не продвинулся далеко в
торговле, однако он открыл свое призвание к воинскому искусству. Он был в
восторге от занятий Тенджин Шино Рю джиу-джитсу под руководством Такисобуро
Тобари, а также посещением доджо инкаже Рю. Благодаря свежему воздуху и
домашней еде девятнадцатилетний Морихей быстро восстановил свое здоровье. В 1902
году он женился на своей дальней родственнице Хатцу Итодаве, а в следующем
году призван в ряды японских вооруженных сил.
Одной из наиважнейших причин падения
в 1868 году сегуната была его неспособность изгнать "иностранных варваров",
требующих, чтобы Япония открыла свои двери для торговли с Западом. Только что
вставшая на ноги нация была вынуждена подписать ряд неравны договоров, и новые
лидеры, стремясь предотвратить колонизацию страны Западными военными силами,
начали поспешно создавать национальную армию. К 1880 году Японское правительство
почувствовало себя достаточно сильным, чтобы пересмотреть некоторые договора и,
уловив дух времени, заявило о своих империалистических притязаниях. Группа
умеренных членов правительства предпочитала мирную экспансию через
экономическую кооперацию, в то время как военные лидеры склонялись к
насильственным методам. Когда в девяностых годах прошлого века Западные
вооруженные силы стали совершать набеги на Китай, в Японском правительстве
победили милитаристы, и в 1894 году под предлогом освобожения Кореи от
Китайского ярма началась интервенция Японии на континенте. К великому удивлению
всего мира Япония, которая еще в 1868 году была практически беззащитной группой
маленьких островов, в войне против Китая добилась решительной победы и в
1895 году продиктовала Китаю статьи крайне выгодного для себя мирного договора.
Становление Японии главной
силой в Азии встревожило Западных союзников; Россия, Франция и Германия
вынудили Японию вернуть большую часть захваченной территории Маньчжурии.
Япония была еще недостаточно сильна, для того чтобы бросить вызов этим странам
Японские военные лидеры тайно поклялись отомстить за унижение. Поэтому 55
процентов национального бюджета стало расходоваться на вооруженные силы. Морихей
был одним из тысяч рекрутов призванных служить в качестве резервистов. Однако
Морихей оказался ниже минимального требуемого роста (5 футов и 2 дюйма, т.е.
157 см) и был признан негодным к военной службе. Горько разочарованный он
уединился в горах и как сумасшедший старался растянуть свой позвоночник на
недостающие полдюйма, часами вися на дереве с привязанным к ногам тяжелым
грузом. К большому удовольствию Морихея на следующий год он прошел медицинский
отбор и был определен на службу в расквартированный в Осаке полк. Несмотря на
маленький рост он в условиях яростной конкуренции преуспел в армейской жизни.
Необычайно быстроногий, Морихей был единственным пехотинцем в своем полку,
который мог не отставать от конного офицера во время двадцатипятимильных
маршей. Морихей был также лучшим в борьбе сумо и штыковом бою. Морихей сделал
себе имя в армии головой. Ранее, он в течении нескольких лет сто раз в день
бился головой о каменную плиту для того чтобы укрепить череп.
Офицеры старой Японской армии были известны
своей любовью осыпать градом палочных ударов своих подчиненных за малейшую
провинность. Не один разгневанный офицер сломал сустав пальца об каменную голову
Морихея. (Пятьдесят лет спустя во время демонстрации Морихей получил
сильнейший удар деревянным мечом по голове. Наблюдавшие эту сцену были
удивлены, что после страшнейшего звука от удара послышался смех Морихея:
"Ничто не может проломить эту мою старую каменную голову!" ) Война с Россией
началась в феврале 1904 года.
Морихей в это время служил в
Маньчжурии, но те полтора года, которые он провел там покрыты завесой тайны.
Несмотря на неопределенность записей о прохождении службы можно
предположить, что Морихей не принимал участия в военных действиях. По
слухам Юроки тайно обратился к его начальству с просьбой не посылать на
передовую единственного в семье сына.( Такая
практика была в Российской царской армии - кольцо в правом ухе) Возможно
начальство Морихея и предлагало ему сделать военную карьеру, но он
отверг поддержку и когда его полк возвратился в Японию воспользовался
полагавшейся ему демобилизацией. После демобилизации из армии Морихей
заболел и впал в депрессию. Первое знакомство со смертью и разрушениями войны
сильно подействовала на него. (Напомним, что война закончилась в сентябре
убедительной победой Японии. Однако последствия кровопролитных сражений были
ужасны для обеих сторон). Во время службы в армии Морихей был занесен в
список учеников расположенного в Сакаи доджо Масакацу Накаи,
инструктора Ягу Рю джу-джитсу. Морихей тренировался в доджо во время
своих выходных дней. После демобилизации он продолжил занятия и совершал в
Сакаи из Танабе регулярные поездки, а в 1908 году он даже получил звание
инструктора. Кроме того, Юроки на средства семьи построил доджо и
пригласил в него преподавать известного инструктора Киоши Такаги (в
последствии получившего девятый дан по дзюдо в Кокодане). Морихей прилежно
тренировался, накапливая свои познания в классических боевых искусствах. В
то время как он быстро прогрессировал в освоении воинских искусств и
возрастала его и без того уже громадная сила, в духовном отношении Морихей
переживал страшные мучения. Бывало он целыми днями пропадал в горах, постился
и часами выполнял упражнен я с мечом. Каждый день он очищал себя ледяной
водой в водопадах или штормовом море. Он был одинок и малообщителен со своей
семьей и друзьями. Что-то беспокоило его.
Приблизительно в 1909 году Морихей стал страстным участником движения протеста
против недавно объявленной политики объединения святынь и попал под
влияние эксцентричного просветителя Камакусу Минакаты (1867-1941).
Встреча с ним была первой из многих стреч Морихея с замечательными людьми. В
молодости Минаката обучался в Соединенных Штатах, посетил Кубу, острова
Карибского моря, добрался даже до Англии. Там он стал профессором
Кембриджского университета по отделению изучения Японии. Минаката завоевал
репутацию проницательного ученого и внес значительный вклад в археологию,
антропологию и изучение Восточных религий. Он переписывался с проживавшим в
то время в Соединенных Штатах знатоком буддизма Д.Т.Сузуки и перевел несколько
классических Японских произведений на английский язык. После восемнадцати лет
проведенных на Западе Минаката в 1904 году возвратился в Танабе, чтобы
учить и писать. Национальное правительство имело свой взгляд на обширные
угодья принадлежащие многочисленным местным монастырям и планировало
влить более мелкие из них в большие, чтобы таким образом получить
контроль над "излишками" собственности. Как натуралист Минаката естественно
был против этой политики, которая должна была привести к разрушению вольных
святынь и вековых религиозных традиций. Минаката организовал движение протеста в
ряды которого, среди многих других, встал и Морихей. Он стал одним из активистов
движения, произносил речи, возглавлял демонтрации, передавал петиции
правительству и проводил переговоры с местными властями. Минаката, чьи
пламенные обвинения часто подогревались обильными порциями рисовой водки,
после одной необузданной вспышки на несколько недель попал в тюрьму. Так или
иначе, но с такими надежными помощниками как Морихей, группа Минакаты победила и
в Танабе было разрушено всего несколько рак. Динамичный Минаката - человек с
неутолимой жаждой знаний, завладел всеми помыслами Морихея. Он мечтал о чудесах
и удивительных возможностях, которые мир открывает всякому, решившемуся найти
их. После рождения первого ребенка, дочки Матсуко, характер Морихея немного
улучшился. Он с энтузиазмом воспринял сверкающие картины предоставляющихся
возможностей, которые нарисовал ему его друг, посетивший пограничные земли
Хоккайдо. Морихей немедленно собрался для ознакомительной поездки в эту
отдаленную провинцию. После встречи с губернатором Хоккайдо и путешествия вокруг
огромного острова Морихей решил, что хорошо обеспеченный водой район Ширатаки на
севере Хоккайдо может быть удобным местом для постоянного поселения. По
возвращении в Танабе Морихей организовал набор желающих.
Вторые и третьи сыновья не имели хорошей перспективы ни в рыбацкой, ни в
крестьянской семье. Многие ветераны Русско-Японской войны также не прочь
были "лечь на новый курс". Всего набралось пятьдесят две семьи, обшей
численностью восемь десят четыре человека, согласившихся на это рискованное
предприятие. Поскольку мало кто из участников имел сколь-нибудь значительные
сбережения, то отцу Морихея вновь пришлось раскошелиться. 29 марта 1919 года
группа двинулась навстречу своей новой родине. Когда эмигранты покидали Танабе
их провожало легкое трепетание цветов вишни под дуновением теплого весеннего
бриза, но когда они достигли Китами Риджа на Хоккайдо, их встретила снежная
буря. Это было не слишком благоприятное начало. Им потребовался месяц, чтобы
проделать путь через горы по предательской обледенелой дороге и только 20 мая
достигли они намеченного места поселения.
Продолжение |