Вряд ли я открою истину, но просто поделюсь
текущими задачами и удачами. Если посмотреть на
список и названия моих статей об Айкидо в ретроспективе, то можно проследить
изменяющйся со временем приоритет направления внимания к разным темам. Одна
глобальная тема была - Тенкан. В то время Курибаси сихан очень много
внимания уделял этому движению и я , естественно, тоже с головой ущел в эту
проблему. Очень долго мы занимались этим вопросом и часть первого фильма
посвящена тоже Тенкану. Здесь нашли и Ирими , и чувствительность, и Зансин,
и Авасе и ......еще много - много чего.
Потом Тенкан незаметно ушел из арсенала обучающих
элементов наших сиханов на семинарах и заменился на Кататедори Кокьюхо, хотя
тот самый знаменитый Ватанабе сихан регулярно предлагал Тенкан своим
ученикам как первую технику для изучения на своих тренировках в Хомбу.
Однако? выбрав направление своего продвижения, я ,как
и наши сиханы, переключился на Кататедори Кокьюхо, тем более, что Тенкан
входит в эту технику органической частью. И вот тут я столкнулся с одной
большой проблемой.
Я никак не мог объяснить своим ученикам как правильно
падать в этом упражнении, собственно и не КАК , а КОГДА и КАК БЫСТРО.
Как же трудно говорить про движение!!!!!!!!! Я сам для себя , вероятнее
всего, не мог определить главную задачу Уке в этом движении. Теперь, вот
буквально после двух последних тренировок с новичками, немного стало яснее.
Ритм.
Про ритм говорили мои сенсеи и по Карате и Будо
много раньше, но как то это не проецировалось явно на мои сегодняшние
трудности. И вот помучившись крепко с этим Коктьюхо, в объяснении стал
приводить в пример моим новичкам стариков , тренирующихся в Хомбу. Они
там все ТАК странно вели себя как Уке и я всегда потещался над этим (
ДУРАК!!!). Эти сильно возрастные дяди не гнутся назад ну ни сколько, падают
в твоих руках как чурочки, однако ТАКИЕ умелые НАГЕ, ТАКИЕ чувствительные -
одним пальцем укладывают запросто. И как Уке хоть и выглядят чудно, но
нисколько тебе не мешают и точно укладываются в общий наш РИТМ действия.
Ритм общего ДЕЙСТВИЯ !
И вот на прошлой тренировке при полном зале новичкового
народу целый час обходя буквально всех по кругу в разных техниках, я завел
их на общий четкий ритм. Мучил их своими аналогиями с Мороженым и....в конце
концов они все как один влились в этот ритм и ИДЕАЛЬНО выполнили мои
требования. Впервые за много много времени.
Как Инструктор я был предельно доволен - и гнущиеся и не
гнущиеся Идеально выполнили мои требования СИНХРОНИЗАЦИИ взаимодействия. И
следующая тренировка с изменяющимся ритмом тоже прошла удачно, хотя и не так
блестяще, но задача то была еще сложнее.
И так, задача гармонизации ритма взаимодействия оказалась
на сейчас для меня маленькой отмычкой к методике обучения.
Если у кого есть свои открытия и вы поделитесь со мной
ими, буду признателен.
С уважением, Матвеев В.А. |