Лекция профессора университета Рюкю
Кураёси Такара ( укороченный вариант
редакция Матвеев В.А.)
ОЧЕРК ЗЕМЛИ ПОД НАЗВАНИЕМ "ОКИНАВА"
ЗНАКОМСТВО
........................
146 лет тому назад, в 1854 году по европейскому летосчислению Окинаву, тогда называвшуюся Королевством Рюкю, посетил фрегат "Паллада", капитаном
которого был Путятин, и на котором присутствовал знаменитый русский писатель Гончаров. Вернувшись в Россию, Гончаров в своей книге о путешествии подробно описал и Окинаву. Важно и то, что на корабле
находились два важных для истории Окинавы человека. Один из них - член российской дипломатической миссии Гошкевич, а второй - священник русской Православной Церкви Аввакум. Оба они имели опыт изучения
положения в Азии и Китае во время пребывания в Пекине. Тогда же в Пекине учился один рюкюсец. Его звали Макиси Тётю и он в течение трех лет поддерживал с Гошкевичем и Аввакумом отношения тесной дружбы,
так что при его возвращении на родину он получил от них памятные подарки.
А через 10 лет они прибыли на Окинаву на "Палладе" и в порту состоялась их историческая встреча с Макиси Тётю. Россия тогда все дальше распространяла
свои связи в Азии, и вот двое русских встретились на Окинаве с другом из местных жителей. Об этой встрече с Макиси Тётю Гончаров пишет в своей книге.
Еще одна причина моего интереса к России связана с именем русского языковеда Николая Невского. Еще до 1917 года он приехал в Японию заниматься
исследованиями и не смог вернуться на родину сразу после революции, продолжив научную работу в Японии. Был он и на Окинаве и занимался изучением острова Мияко, что было около 80 лет тому назад. Еще до
поездки на Окинаву, Невский познакомился в Токио со студентом, приехавшим с острова Мияко. Два месяца он обучался у этого студента диалекту Мияко, так что когда он сошел с корабля на остров, смог
разговаривать с местными жителями на их языке. На острове я встречал пожилую женщину, которая была тогда совсем маленькой девочкой, и теперь еще помнит то удивление, которое вызвал не похожий на местных
жителей европеец, заговоривший на привычном для островитян диалекте. Результаты лингвистических исследований Невского на острове Мияко и теперь еще высоко ценят окинавские ученые и продолжают
внимательно их изучать.
Эти два события - визит фрегата "Паллада" 146 лет назад и приезд на Окинаву Невского 80 лет назад весьма заинтересовали меня как историка и вызвали
желание побывать в России.
ЭКОЛОГИЯ И ВОЙНА
Окинава имеет репутацию уникальной территории в составе Японии. Страна в целом состоит из 47 префектур, но лишь в одной из них - на субтропических островах
Окинавы - никогда не выпадает снег. Острова эти окружены богатейшими, как на Гавайах, коралловыми рифами, и изобилуют редкими представителями мировой фауны, так что и по своей природе она отличается от
остальных областей Японии. Весьма своеобразным окинавским животным является, например, дикая горная кошка о-ва Ириомотэ. Водится здесь и не летающая птица Ямбарукуина.
Только Окинава - это префектура, составленная из множества островов, 47 из которых обитаемы, и вместе с акваторией имеющая самую крупную территорию,
восточная (о-в Китадайто) и западная (о-в Ёнагуни) точки которой разделены 1000 километрами, а южная (о-в Хатэрума) и северная (о-в Иоо) - 400 километрами.
Природа Окинавы влияла и мифические представления людей. По мнению жителей некоторых островов, боги живут за линией морского горизонта в стране
Нираиканаи. В день праздника местные жрицы (ибо мужчинам божества не видны) встречают бога на морском берегу и провожают в селение. Несколько дней бог гостит на острове, для него устраиваются пиршества
и увеселения .... При завершении праздника женщины вновь провожают бога на берег, и он удаляется в свою страну.
Такие праздники устраиваются во многих местах, так что бог, должно быть, весьма занят. Подобные представления могли возникнуть только в островном
государстве.
К сожалению, война нанесла серьезный урон замечательной природе островов, не менее, чем культуре их населения.
В смысле масштабов ущерба, причиненного войной, опыт Окинавы также выделяется среди других японских территорий. Более полувека тому назад Япония
развязала Тихоокеанскую войну против коалиции государств во главе с Соединенными штатами, поражение в которой с течением времени становилось все более очевидным. Весной-летом 1945 года воюющие стороны
столкнулись в особо ожесточенных наземных сражениях на Окинаве, служившей важнейшим оборонительным плацдармом для японской стороны и наступательным для противника.
Жители Окинавы, чья зона обитания стала полем сражений, потеряли в огне войны 25 процентов соотечественников. Было уничтожено почти все многовековое
культурное наследие островов, погибли замечательные по красоте традиционные пейзажи. Как жертвы войны всемирно известны подвергшиеся атомной бомбардировке города Хиросима и Нагасаки, однако и
Окинава - один из тех районов, о которых не следует забывать, говоря о войне в Японии.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ТЕРРИТОРИИ ЯПОНИИ
В результате поражения в Тихоокеанской войне Окинава единственной из 47 префектур была отделена от остальной Японии и долго находилась под управлением
Соединенных Штатов, а с развитием холодной войны на ее территории была моментально создана система американских военных баз, и она стала незаменимым опорным пунктом геостратегии США. Сложилась
ситуация, когда по определению одного журналиста, "не американские базы находились на Окинаве, но Окинава - на базах".
Американская оккупация продолжалась долгих 27 лет, и за это время стали очевидны две проблемы. Первая - конфликт интересов американской администрации,
для которой приоритетны задачи баз, с одной стороны и населения островов - с другой. Вторая - сложность национальной самоидентификации для окинавцев, не понимавших, кому они, собственно, принадлежат?
Политическое стремление разрешить эти две проблемы породило движение за вывод Окинавы из американской юрисдикции и возврат ее Японии.
15 мая 1972 года в соответствии с японо-американским межправительственным соглашением Окинава была возвращена Японии и вновь стала одной из ее 47 префектур.
Международные политологи оценивают это как редкостный случай мирного возвращения территории, утраченной в результате военного поражения, однако до осуществления желаемого понадобились многие
страдания и усилия людей. Итак, Окинава обладает отсутствующим у других префектур Японии опытом 27-летнего пребывания вне политической структуры страны и затем возврата в нее в результате
настоятельных требований населения.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Минуло уже 28 лет с тех пор, как закончился период американского правления и Окинава была возвращена Японии. За это время инвестиции японского
правительства в инфраструктуру Окинавы, помощь ее производительным силам, экономике способствовала уверенному развитию региона.
Однако на островах по сей день расположены 75 процентов всех американских баз в Японии, и подобное распределение бремени вряд ли можно признать
справедливым.
В отношении "ущерба от баз", то есть связанных с ними несчастных случаев, правонарушений американских военнослужащих и т.д., жители Окинавы по-прежнему
подвержены самому большому риску в сравнении с другими японцами. К тому же Окинава - это район столкновения различных взглядов и идеологических установок по вопросу о базах, ибо в союзных отношениях
Японии и Америки базы эти занимают важнейшее стратегическое положение. Таким образом, еще одна особенность Окинавы в том, что это регион, сотрясаемый политическими спорами о базах.
Уже вышеперечисленных четырех обстоятельств - проблем экологии, военного опыта, эпохи американского правления и возврата в состав Японии, а также
остающихся на островах военных баз -достаточно, чтобы понять, сколь уникально положение Окинавы в Японии. И тем не менее, именно здесь в июле состоится встреча руководителей крупнейших держав мира.
Впрочем, уникальность Окинавы не исчерпывается упомянутыми сложностями. Необходимо принять во внимание и более глубокие и давние проблемы истории.
К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ
СТРАНА ПОД НАЗВАНИЕМ "КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ"
По данным археологов несколько тысяч лет назад Окинава и основная территория Японии имели много общего в культуре. С этим сходятся и наблюдения
лингвистов. Известно, что историю Окинавы формировали люди, говорившие на древнеяпонском. Таким образом, в культуре и языке Окинава и Япония имеют общие корни.
Японский язык подразделяется на две неравные группы диалектов. В первую, охватывающую основную территорию страны и 99 процентов 130-миллионного японского
населения, входят диалекты районов Тохоку, Канто, Кансай, Кюсю и т.д., а во вторую, соответствующую оставшемуся одному проценту (1 млн. 300 тыс. человек) - окинавские диалекты Амами, Кунигами, Сюри, Наха, Яэяма
и т.д. По мнению лингвистов, причина столь непропорционального разделения диалектных групп в том, что еще в глубокой древности из общего протояпонского языка выделились и затем долгое время
развивались самостоятельно две линии: основной японской территории и Окинавы.
Языки, отправившиеся, образно говоря, с одной станции, поезд истории все дальше развозил по двум взаимно расходящимся маршрутам. На рубеже 14 и 15 веков на
островах Окинавы возникло суверенное государство, именуемое Королевством Рюкю и развивающееся в ином, нежели основная территория Японии, направлении. В королевстве сложилась особая система правления
с центром в замке Сюри.
С тех пор на протяжении 500 лет королевство поддерживало дипломатические и торговые отношения с Китаем, Японией, Кореей, странами ЮВА, развиваясь как
типичная морская держава Восточной Азии. За этот период, усваивая культуру азиатских стран и проявляя собственную культурную самобытность, оно сформировало оригинальную традицию культуры Окинавы или
Королевства Рюкю. В Японии нет больше префектуры с подобным багажом истории и культуры. Итак, Окинава - уникальный район Японии, до нового времени развивавшийся в русле собственной, не похожей на
остальную территорию страны истории и обладавший особой культурой.
Среди прочих внешних связей с азиатскими странами особое место занимали взаимоотношения с Китаем. Правитель королевства Рюкю был вассалом китайского
императора, и особо доверительные отношения между ними обеспечивали Рюкю постоянный режим благоприятствования в торговле с Китаем.
Подобные контакты с Китаем длились целых 500 лет, и есть основания полагать, что за это время по официальным каналам в Китае побывало 50-60 тысяч рюкюсцев.
Диалог с азиатскими странами оказал сильное воздействие на общеяпонский культурный базис Окинавы и привел к созданию особенной модели культуры. Так,
например, в среде социальной элиты он породил оригинальную эстетику, в центре которой стояли музыкально-театральные жанры. Все эти достижения монархической эпохи ныне сохраняются как "традиционная
культура".
ОТВЕРГНУТЫЕ ТРАДИЦИИ
Весной 1879 года недавно образовавшееся на основной территории современное японское государство в авторитарной манере упразднило Королевство Рюкю и
учредило окинавскую префектуру. Это вызывало определенное сопротивление со стороны Окинавы, но в в итоге японское правление было принято и таким образом 121 год назад началась история префектуры
Окинава.
Создание более века тому назад окинавской префектуры оказало решающее воздействие на регион, хранивший традиции Королевства. Страна, накопившая
богатейший опыт контактов с Китаем и другими азиатскими странами, в одночасье стала японской заштатной провинцией. Новое японское государство повернулось спиной к Азии и стремительно перестраивалось
по европейским образцам. Девизом тогдашней Японии было "дацуа нюо" - вырваться из /отсталой/ Азии и войти в /передовую/ Европу".
Но при таком подходе более всего в Японии азиатски ориентированная Окинава также попадала в отсталые, и накопленный ею опыт традиций отрицался. В то
время многие окинавцы владели не только нормативным пекинским диалектом китайского языка, но и провинциальным диалектом Фучжоу. Не мало из них получило образование в лучших учебных заведениях Китая.
Но теперь они оказались никому не нужны.
Администрация Королевства располагалась в замке Сюри. Сохранились вопросы экзамена для зачисления на высшие чиновничьи должности. Пройдя один
профессиональный тест, нужно было приступать к более сложному написанию сочинения. Однажды экзаменующимся была предложена следующая тема. Судно с жителями одного из мелких окинавских островков
занесено в Китай. Китайское правительство оказало поддержку потерпевшим бедствие и вызвалось на своем корабле вернуть людей в Рюкю. Со своей стороны Королевство намерено в будущем году послать за ними
в Китай собственный корабль. Требуется составить дипломатический документ, в котором вместе с выражением признательности китайскому правительству за оказание помощи необходимо убедить последнее в
целесообразности возврата людей на рюкюском корабле.
Конкурсный рейтинг тогдашнего экзамена составлял 300 человек на место. Итак, Окинава располагала высоко образованными профессиональными кадрами, в том
числе и дипломатическими, что свидетельствует о силе культурной традиции. Однако вследствие учреждения префектуры все это оказалось невостребованным. Для интеллигенции Окинавы события 1879 года стали
радикальным переломом, повергшим их в растерянность и отчаяние. Об этом говорит хотя бы то, что ни один из них не оставил мемуаров.
Иными словами, новая история Окинавы началась с глубокого разочарования местной интеллигенции. Все окинавские преимущества были утеряны, и региону
пришлось довольствоваться ролью отсталой, промышленно не развитой окраины Японии. Символичным проявлением этого стало превращение Окинавы в поставщика рабочей силы, направляющейся на заработки в
промышленные районы Японии или за рубеж - на Гавайи, в Южную Америку и т.д. Деньги, тяжким трудом заработанные окинавцами - и мужчинами, и женщинами - на чужбине и присылаемые обедневшим семьям на родину,
кое-как поддерживали местную экономику.
ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
СПЕЦИФИКА РЕГИОНА ОКИНАВЫ
Через 70 лет после того, как Окинава из азиатски просвещенного Королевства превратилась в самую отсталую префектуру Японии, там разразилась война, а
затем последовал период американского управления.
Иными словами, азиатский, отсталый регион страны стал важной стратегической зоной сражений Японии и Америки, а после поражения Японии ему выпала участь
превратиться в опорный пункт американской армии.
Все вышеперечисленное делает Окинаву уникальным районом Японии. Если окинавцу дать микрофон и спросить его: "Кто вы?", -большинство жителей,
наверняка, ответят: "Японец и вместе с тем окинавец", либо:"0кинавец и гражданин Японии". И сейчас еще на Окинаве сохранилась традиция местных именовать "утинантю", а жителей основной
территории страны - "яматонтю", что говорит о раздельной идентификации этих понятий.
Окинава - регион с самой острой в японском обществе проблемой самоидентификации. В то же время, являясь важнейшим плацдармом военного сотрудничества с
США, он связан с вопросом японо-американских отношений. Можно сказать, что здесь сосредоточены самые жгучие проблемы Японии.
..................
Являясь развитым государством, Япония и сейчас сталкивается с разнообразными проблемами. Традиции и система ценностей, обеспечившие развитие страны, а
возможно, и система в целом переживают своеобразную "усталость", и перед страной стоит нелегкий вопрос о путях преодоления этого кризиса. При этом очень важно подходить к решению проблем в мировом
контексте, ибо сепаратные подходы не дают настоящего выхода из ситуации. Вместе со многими замечательными представителями интеллигенции я размышляю над тем, в чем должна быть роль Окинавы при решении
Японией этих серьезных проблем, что следует делать Окинаве, опираясь на собственный исторический опыт в современных условиях и в отношении будущего Японии?
Я был бы рад, если мой рассказ хоть в какой-то мере помог вам лучше понять японское общество ...... Спасибо за внимание.
|