Наконец-то, после долгих выборов,
выяснений, размышлений и консультаций я обзавелся цифровой
фотокамерой. Выбор пал на Nikon Coolpix 5700.
Однако, сначала немного истории.
Начали мы
снимать "Сменами" с моим другом Женей Мордасовым лет в 14, по
крайности немногочисленные оставшиеся с тех времен фото позволяют сделать
такое предположение. Снимали бог знает что и себя впридачу, родителей
- увы, не
снимали, дворы очень мало, какие-то мультики, соседей, своих котов,
цветущая вишня во дворе, дядя Вася пляшет, мы друг другу кукиш показываем
....словом, ерунду всякую.
Вообще, в то время больше занимал процесс съемки, проявка с
непредсказуемым результатом ( самый первый опыт - это сначала пленку в
закрепитель и ....получили прозрачненькую ленту ) и сама печать
снимков, похожая просто на колдовство, а объекты........что с нас
взять тогда, пацаны были. Дальше у кого-то появились широкоформатные
"Любители- 1 или 2", а это уже почти предельный шик, а на полках лежали
ФЭДы, Зоркие, Лейки и что-то совсем недоступное пониманию, вызывавшее
некое религиозное чувство невозможных сфер действительности. Интерес к
фото угасал и появлялся , поскольку интересов вообще была просто уйма -
например: просто похулиганить и побегать, построить самолет или мощнейшую
рогатку, соорудить из трубы некие санки, развалить насыпанные дворником
сугробы, поиграть в пинпонг, биллиард, запустить ракету из испорченной нами пленки, , что-то выточить, чем-то пострелять, ходить заниматься
гимнастикой, турники, брусья и еще невероятный вал всяких возможностей,
которые дарили старые дворы замоскворечья на Даниловке. Потом армия и вот
там уже все пошло по -серьезному. Большая, синеватая ,
бриллианово - прозрачная линза объектива "Зоркого-С" заставила скопить
армейские деньги и купить этот невероятный аппарат. А среди моих близких
друзей был Володя Овчинников снимавший, наверное, довольно прилично вот мы
вдвоем и оторвали эти аппараты. Служил я в морских пограничных войсках под
Выборгом, т.е. Север близко. А Север - это очень интересная природа, море
и потрясающее небо. Там и проснулся во мне Фотограф-художник, благо
компания в нашем отделении радиотелеграфистов подобралась очень
интересная, например, сразу два художника. Там я
вместе с ними и рисовать начал . А на пленку мы снимали очень много и даже сделали выставку
на заставе - наша живопись и фото, последнее конечно черно-белое, до
цвета тогда было еще далеко.
Потом дембиль 1966, МГУ, кафедра, на которой
фотография была рабочим инструментом. Семья, дети и постоянные съемки и
печать. Руки, глаза, чувства уже неплохо разбирались со светом , а
тут еще подкатило время слайдов. Встала необходимость точных выдержек и
...
появляется "Зенит" - это уже зеркальная камера, хотя пока без внутренней
экспонометрии, да и в продаже экспонометров в то время было море. И сейчас
еще у меня дома лежит киношный отличный экспонометр - в темноте измеряет,
честное слово! Появились дополнительные объективы на 130 и 300 мм, съемка
пошла еще интересней. Качество снимков и слайдов резко улучшается.
А потом я разорился на подержанную "Практику", на то
время самый лучший из доступных по цене аппарат, не Хассельблад или Минольта
конечно, но это уже кое что с внутренней экспонометрией. Потом дети,
работа, диссер, "мыльницы" весьма приличные и старые аппараты легли в
архив, а классный увеличитель "лотос" так и лежит горой на антресолях
- выбросить жалко, а никому уже не нужно.
Потом появилась первая видеокамера
Sony Hi-8, компьютеры, платы
вывода изображений и т.д. Лет 10 не удавались попытки приличного вывода
изображения с видеоленты и только со следующей отличной уже цифровой камеры
все стало получаться довольно прилично. А тут наступило время цифровой
фототехники и душа возроптала ! Столько возможностей для самовыражения! И
опять сошлись многие причины в одно время и теперь у меня в руках и уже в
работе отличный , маленький, легкий, очень много функциональный и почти
предельного качества матрицы на сейчас ( 5000000 пикселей) Nikon
Coolpix 5700.
На сегодня выбор
фотоаппаратов с цифрой до 6 000 000 в пределах цены до 5000у.е на
удивление крайне не велик. Поскольку реальная покупательная способность
существенно ниже, то список еще меньше. Главное различие между имеющимися в наличии ( рассматриваем
интервал матрицы 5-6 000 000 пикселей ) -это зеркалка или нет. Зеркалка с
ЖД вращающимся монитором просто совсем хорошо- наводка на резкость только непонятно
какой системы, если по матовому стеклу , то не очень здорово, если по
клину - просто лучше нет, поскольку в малоосвещенных местах все прелести
зеркалки на матовом стекле ...увы бесполезны., кроме управления резкостью
вращением колец на объективе , что действительно удобно.
Вернемся к
цифро-зеркалкам.
Широко обсуждаемый
Olimpus E-20 5 000 000 pik тяжел ( киллограмм!!!) и
попадаются сбитые юстировки зеркала, и поломки вообще........, но основной
минус - это его вес и многие зудят про медленный автофокус, но об это
отдельно.. Для студии - вопросов нет, многие считают лучшим при цене в
1500у.е Nikon D100
зеркалка 6 000 000 пикселов стоит 3000 y.e
у нас и 2000 y/e за Бугром, были бы деньги купил бы
ее. Canon
последний тоже хорош - но опять цены.
Компактные камеры ( не
зеркалки).
Новая Minolta Dimage7i - 1000 y.e
она первая , еще 7-ой вариант без "i" , попалась на
глаза и очень понравилась. Маленькая, цена 14000 у.е-можно рассматривать,
легкая -480 гр., зум 7 кратный, управление резкостью и зуммом кольцами на
объективе - очень удобно, органы управления эргономичны - все под
рукой , а не в многослоевых меню..... почти начал искать для закупки. Однако, взял и почитал отзывы купивших ...и пыл поугас. Масса отказов и неcработок, трудности с подбором карт памяти, вспышек и прочего, жрет
батарейки авоськами, запоминает медленно ( но это еще вопрос )....слишком
много отрицательных отзывов, хотя и хороших масса.
Sony и Canon
этого уровня тоже не подходили по разным параметрам.
И вот остался Nikon.
Много отзывов о 5000 модели и среди них достаточно не очень отличных.
Почитал повнимательнее. Опять все об автофокусе и еще каких то залипухах.
Сделал перерыв в месяц на остывание и появилось обновление на сайтах по
модели 5700.
Сравнил, посмотрел и купил за 1270 y.e в
размахе рынка до 1500 y.e, сразу купил дополнительный компакт Флэш и переходник для
скачивания файлов на ноотбук и оказалось
правильно сделал - полный Флэш на 512МБ скачивается на винт за 7 минут,
народ плачет про времена перекачки с аппарата на комп про ЧАСЫ!!!!
Разница.
Пришел домой и сразу сунулся смотреть на объявленную ручную наводку
резкости ...и похолодел. Объектив не имеет колец наводки!!!! Я в
инструкцию - да есть наводка ручная в 64 ступени , но при нажатии
некоей кнопки и вращении колеса. Пробую , работает, но не очень привычно -
затосковал. Однако, в самых темных местах, без очков через мониторчик (
маловат конечно и адекватность изображения желает лучшего ) все наводится
легко. Автофокус в затемненных местах мучается конечно, но поскольку в темных местах шустро обычно не работают...согласился
со скрипом, однако настроение рухнуло. А в это время аппарат все время
выключается для экономии и постоянно тарахтит автофокус. Пробую автофокус в очень затемненных местах и ,
о ужас !, он просто не наводится !!! Был готов бежать и
что-то менять, однако во время вспомнил, что сначала правильнее ознакомиться
подробнее с инструкцией, что делать обычно довольно противно.
С самых первых строчек
инструкции понял , что сделал правильно. Стал читать и проделывать все что
надо. Быстро нашел управление отключением камеры и поставил на 5 минут ,
а не на 30 секунд - перестала доставать. Дальше нашел управление фокусом,
прочитал о настройках , выбрал Singl и получил что
хотел!!!!! Автофокус просто отрубил, Singl
прекрасная опция - камера настраивается только при полуутопленой кнопке
спуска на фокус и экспозицию в автомате в 5-ти определенных зонах, которые
высвечиваются на экране. Запоминает это состояние и можно строить свой
кадр в полунажатом состоянии кнопаря. Если при этом скорость затвора , эта
важная цифирь прямо перед глазами - выдержки более 1\8 сек без штатива хорошо может сделать только труп, очень маленькая, то можно
вернуться к изменению "эффективной чувствительности" - кнопка и вращение
управляющего колесика. Поставил, например 400, 800 или 1000 и вперед. В
режиме Singl сама камера наводит на резкость
в плохом освещении секунды за 2 и тут ей придется доверять, проверяя
четкость на не очень большом , но неплохом ЖД мониторе. Кстати, сам
монитор свободно вращается в 3 измерениях - очень удобно при макросъемке -
не надо ложиться в лужу на живот, например. Зона макросъемки маркируется
опять на экране изменением цвета установки режима фокусипрвки - с белого
на желтый. Оказалось, что макросъемку можно делать при некотором
зуммировании объектива, что для меня было неожиданностью, но узнав про это
эмпирически дальше все пошло проще некуда. Первоначально доставала
вспышка, полез в меню и все узнал про нее - опять все просто и удобно, в
одно нажатие кнопки меняем режим и получаем индикацию на экране.
Качество и объем файла. Слов
по этому поводу говорится в отзывах масса. Практически оказалось, что в
самом забойном режиме получения 16МБ тиффа запоминание длится секунды 4-5,
в режимах JPG самых крутых по пикселам просто во
время нажатия кнопки, а этот режим позволяет получить JPG,
который берут журналы!!!!!
Что еще? Да, баланс белого цвета, тоже достаточно
говориться отзывах об этом. Автоматический баланс просто без претензий, а
ручной просто великолепен и делается чрезвычайно просто в два шага по меню
одной правой рукой, вернее одним большим пальцем. Самые жуткие условия
освещения у нас в зале - маловато ламп дневного ( очень зеленого) света,
ручной баланс ПОЛНОСТЬЮ выравнивает цвет, ПОЛНОСТЬЮ. А дискретные настройки
цвета зашиты в меню, я пользовался только подстройкой под вспышку - тоже
отличная цветопередача.
Сейчас пока вот уже 4-ый день пытаю камеру на ТИФФЫ в
самых разных условиях. Кое-какие результаты прямых съемок и переработок в
Фотошопе представляю вам. Если хотите посмотреть близкое к исходному
качество кликните на любое фото и откроется другое 15х13
весом под 100кб.
Камера легкая и маленькая, держится и управляется практически всегда одной
правой рукой, смена экспозиции, чувствительности - 4 кнопки левой.
Снимал днем, в туман, в
сумерках, дома, при одной лампе накаливания, со светом от окна, в дождь,
смог, вечером и ночью. Пока не снимал при яком дневном свете, но тут все
просто и должно быть без проблем. Как и в видеосъемке качество
изображения чрезвычайно зависит от яркости освещения. При недостатке света
потом придется выровнять все в Фотошопе, например. Пока все нечеткости
кадров определялись только величиной больших выдержек в условиях малого
освещения, увы, именно когда и имеются очень интересные варианты светотеней. Но
это все было и на моих пленочных аппаратах, тут уж не обойтись без
штативов........Увы.
Вчера показал мои результаты проб у себя на
тренировке. Я лично остался доволен реакцией людей. а среди них были (
была) фоторопрофи. Дальше буду пытать камеру на зависимость качества от
"эффективной чувствительности" и качества файла, а это 5 возможностей. На
карточку 512 МБ ложатся в режиме JPG FINE порядка 300
кадров в 2560 пикселов отличных фото, HI-37кадров
2560pic TIFF, с которых можно метровые плакаты печатать и, естественно, море более мелких возможных форматов.
Аккумулятор со второй перезарядки дал полностью снять 37
кадров ТИФФА и по индикатору заметно не разрядился.
Первое резюме. Камера хороша
для студийной, пейзажной, жанровой и туристской съемке даже в
не очень выгодных условиях освещенности. Автофокусировка и
авто-экспозиция в определенном режиме вполне реактивна и точна, индикация в
поле зрения удобна , вполне информативна и полезна. Меню очень продумано и
не "избыточно глубоко". Баланс белого отличный, а ручной быстр и
удобен - для одной руки в два слоя меню. Откидывающийся ЖД экран - очень
удобная опция., людям с очками все тоже, но в видоискатель. Зумм 8 кратный достаточно большой, при еще большем увеличении естественный тремор тела
будет мешать получению резких кадров. Перекачка на ноотбук в 7 минут с
полным освобождением карты, по отзывам должна вызвать естественное
сомнение. В верности этого результата даю свое честное слово.
Что я бы хотел иметь еще на
этой камере. Это добавить пентапризму ( т.е. сделать ее зеркалкой) с
индикацией резкости "по клину" и через вращение колец на объективе,
увеличить размер ЖД экрана и окулярного дисплея, добавить матрицу на 6МГПик ,
увеличить светосилу объектива до 1,2 -1,4
и........получим профессиональную камеру весом по более килограмма
под 10 000 y/e или выше.
Теперь чуть чуть о приведеных
ниже снимках.
Исходный формат - TIFF
1.Как только разобрался с инструкцией - открыл
окно и метров с 5-ти снял мою березу. В Москве в это время был жуткий
смог. На резкость я еще не научился грамотно наводить, потому резко не
ствол , а листья чуть подальше. На принтере отпечатал - качество
фотографическое. 2.Макросъемка при свете 2-ух лампочек
накаливания и ручном балансе света. Очень трудно было наводить на резкость
в отсутствии очерченных четко границ изображения, да еще при макросъемке
т.е малой глубине резкости. 3.Мои ноги при естественном свете от окна.
Проработана кожа, морщинки и даже волосы. 4.Разные по фактуре объекты при естественном
очень неярком свете. 5.Трава на наших лужках в туман. Макросъемка,
четкость отличная, хотя свет плохой и выдержка большая. 6. Условия смога и утреннего
тумана, время часов 9 утра.
7. Просто фотография осеннего леса в
тоже утро, подработанная в Фотошопе. 8.Дань моей практики рисования.
Поставленный натюрморт, фильтры Фотошопа, свет от окна в тот же день. 9.Тот же день, береза, некая стилизация
под Импперссионистов. 10.Тот же день и 5 примененных
фильтров - Сказочный вариант. 11.Проработка света в тумане. Фотошоп.
Исходный формат - JPG (FINE)
Из последней поездки на свой семинар в
Тольятти, привез новые результаты теста камеры.Снимал в более
экономном ( сомпрессия 1х4), но самом лучшем после TIFF
по качеству , режиме JPG FINE. В этом режиме на
карточку 512МБ влезает порядка 300 кадров, я снял всего 66 в самых
разных условиях съемкии, кстати, аккумулятор мог еще работать и
работать!!!
авто-режим
|
солнечный
контрсвет
|
просто небо
|
зумм с 15 метров
|
оптический .зумм 1х1
|
оптический зумм 1х8
|
ISO
200ed, 1\4 с рук
|
ISO
1000 ed, 1\30
|
ISO 1000, контрсвет
|
1.Первая съемка на полном солнечном
свете сложно освещенного много фактурного объекта. Качество полученного
кадра отменное, хотя в TIFF полутонов и
проработок всего больше. 2.Первая неприятная неожиданность. При
съемке на ярком солнечном свете , поскольку на объективе совершенно нет
никакой защиты-бленды от попадания внутрь прямых лучей, в видоискателе
получается очень нечеткая засвеченная и с многочисленными вертикальными
желтыми полосами область, мешающая реальной оценке кадра через него.На
ЖД мониторе кажется все нормально, но поскольку свет общий очень ярок,
то и там оценка , увы, крайне неудобна. Однако, все эти помехи
абсолютно не сказываются на качестве конечного кадра, т.е при
некотором привыкании ( минуты) с этим быстро
справляешься, хотя
впечатление не очень приятное. 3.Обычно небо
не самый простой объект для черно-белого и цветного процесса съемок,
но с этим аппаратом по-крайности, совсем все просто в автомате. Отличное
качество всего. 4.Объявленный оптический 8-ми кратный зумм в камере
выглядит в реальности вот как. Невеста снята с расстояния метров 10-15,
последующие два кадра говорят сами за себя
- справа центральная область
кадра предыдущего. Цифровое дополнительное до
4-ех кратного увеличение еще не проверял, на
аппарате оно есть, но съемок
пока нет, хотя сразу ясно что должно поплыть качество, но следующие
кадры вселяют и тут оптимизм. 5.Кадры сделаны в кафе, слабый свет
ламп накаливания, при ручном выставлении баланса белого света и разных
эффективных чувствительностях носителя. Первый с упора , на руках с
выдержкой 1\4 сек при ISO 200 ед, второй все тоже
при выдержке кажется 1\16 или 30 при 1000 ед. И что отрадно, сведение
масштабов обоих кадров до 20х30 см и разрешении 214 пик дает не очень
отличающиеся видимые картинки, хотя "зерно" подложки пролезает. Но тут уж
за что боролись........ 6.Все тоже что и выше, но в условиях
присутствия в кадре источника света.
Какой на сейчас вывод.
Камера для своего класса и целей
отличная. Можно получать высококлассные фото для печати с размером в А4
просто дома на принтере. Если кто соображает в живописи и рисовании - необъятный простор для творчества, лично у меня руки просто чешутся
продолжить свои пробы и изыскания. Для Интернета качества кадров
запредельное. Улучшение камеры наверняка будут , но........нельзя
дождаться ИДЕАЛЬНУЮ камеру. Тысячи за 3-5 можно получить чрезвычайно
отличную камеру, но прорисовка деталей у пленочных камер с прекрасными
отработанными долгим временем объективами, на сегодня, вероятно, еще не
достигнута. А может я еще узнал очень мало и линейка объективов для Никон
снимает все проблемы ( кроме финансовых).
26.09.2002 Добавление тестов.
Попытался и решил мучивший меня вопрос: насколько хорошо рисуют мелкие детали объектив и матрица ?. Сделал испробованный на пленочных аппаратах тест - снял в
солнечном свете комбинацию стекла и меха. И получил, на мой взгляд, более чем позитивный результат. Чрезвычайно четко проработаны все самые мелкие деталюшечки и волоски. Пожалуй это главное
качество прекрасной камеры. Хожу гулять с собакой , камеру под куртку, еду на занятия - она опять тут. Маленькая, легкая и .... Достойный аппарат среди компактных камер!
Второе фото - просто испытание баланса белого и опять проработка деталей при вспышке.
В полном формате и при печати на принтере видны самые тонкие волоски меха дубленки, а на собаке все полутона и оттенки шерсти и фактура всех составляющих кадр
предметов.
Еще один тест объектива ( 27.09.2002).
Такого результата я даже не ожидал. Не яркий дневной свет через окна при 100 единицах ISO и 1\8 выдержки с упора на швабру, фокус и экспозиция автомат в режиме SINGL.
Автокоррекция в Фотошопе не дала изменений . Вы вряд ли увидите настоящее качество в таком формате, но в полном размере TIF на А4 получилась высококлассная фотография. Такого качества фото у меня за
все 40 лет любительства в фотографии получилось впервые. Все, в эту сторону я тесты закончил. Поздравляю обладателей камеры Nicon Collpix 5700 с неограниченными возможностями самовыражения. Теперь
буду подбирать свою фотогалерею из удачных на мой взгляд работ.
Что бы я добавил.
При пленочном процессе результат - конечное фото, получается от удачного замысла, кадрирования , экспонирования и учета света и глубины резкости, от качества объектива - сколько линий на мм.
и в каких зонах , от качества и чувствительности пленки ( чем она меньше тем меньше зерно), от точности проявочного процесса, от качества увеличителя и бумаги, от температуры и качества проявляющего и
закрепляющего растворов, от умения управлять светом увеличителя и процессом печати и т.д. Т.е. это весьма творческий
-т ехнический процесс.
Нечто подобное, только электронным путем , делается и при создании фото при помощи цифровой фотокамеры. Просто нажать на кнопку самого великолепного аппарата -
это практически ничего не сделать совсем.
Вот пока и все. Продолжаю исследования.
С
уважением ко всем, Матвеев В.
|