24.11.2201

начало | содержание


    http://www.aikiclub.ru/
muz.html  

24.11.2001 07:10
Матвеев В.А.

 

Оркестр.

 

1967-68 год. Первый курс Физфака МГУ, сумасшедшая учеба с утра до ночи, что-то очень живое и веселое внутри этой молодежной каши, страшная жажда жизни и желание охватить все сразу, Битлз со всех сторон… А в группе я сразу подружился с хорошим тихим, умным  пареньком Витей Барановым и он как-то ненавязчиво втянул меня на музыкальный абонемент . На абонементе большой симфонический оркестр по субботам играл Чайковского. Виктор окончил музшколу по классу баяна, у меня полный ноль в музыкальном образовании, просто полный ноль. Первые же прослушивания принесли полное разочарование. Музыка была, но я ее практически совсем не воспринимал. И в этом  мешали…… музыканты оркестра. Их вид постоянно срывал настойчивые попытки вникнуть в тонкости этого великого «ШУМА» на разглядывание их лиц, рук, поведения, мимики и всякого другого. Кто был на этих оркестрах, вполне меня поймет. Естественный  театр большущей труппы оркестра , где есть старые киты, выполняющие просто работу и постоянно общающиеся в разрывах их партий  с соседями, конрабасисты справа на высоких табуретах с толстенными пальцами и рублеными лицами, ударник в центре вверху  со скучающим лицом и прямо перед дирижером новенький альтист.  Этот новенький весь в музыке, абсолютно сосредоточен, накрепко связан с дирижером и музыкой. А рядом заслуженная первая скрипка со стажем лет эдак в 30, спокойно и точно вырезающая свои партии и в перерывах занимающаяся легким флиртом с молоденькой скрипочкой рядом. 

Так вот, музыки я, к сожалению, тогда так и не услышал и прекратил неинтересные посещения зала довольно быстро. Но Битл был кругом, влез в душу их  электрогитарами, которые  выдавали такие потусторонние звуки! И эти гитары заставили меня взять у друга детства Жени Мордасова  какую-то фанерную побитую, треснутую гитару, купить струны, самоучители и ночами в туалете, иначе перебудил бы всех,  фанатично учить гаммы. Нотной грамоты я не знал совсем и пришлось все осваивать на ходу. Поскольку самоучители построены на классических произведениях, я потихонечку входил во вкус большой музыки. Гитара сначала не звучала совсем, как я ее не настраивал, и честно сказать гитара была просто никакая. Но дело было больше во мне самом, в то время  мой музыкальный слух только еще рождался и я при всем моем желании мог настроить гитару только «рядом». Вот она и не звучала. Но «упорство и труд все перетрут», время шло, гаммы осваивались и стали бойчее, уже на память игрались простенькие вещи, вызывая внутри меня настоящий восторг и гитара стала звучать лучше. Я, уже слышал обертона все большего и большего порядка, музыка кругом стала прозрачней, различимей и красивее. И …..я пошел в магазин и потратил стипендию на шестиструнную чешскую гитару, достал нейлоновые струны  фирмы «Фисома», поставил их и получил что-то волшебное. Новые струны, выстроенные в гармонию, дали  ТАКОЙ звук! Я сидел и отдельно трогал и трогал 4, 5 и 6 струну – было какое то звуковое чудо. Эти струны устроены навивкой серебряных тонких нитей на нейлоновую основу и на акустической гитаре производили просто волшебные звуки. Настройка гитары стала ПРОЦЕССОМ. Она строилась великолепно, держала строй, не врала в ладах и РЕЗОНИРОВАЛА  в таком широченном диапазоне, словом мой восторг достигал максимума. Я стал СЛЫШАТЬ музыку. И оркестр с 6 симфонией Чайковского уже читался ухом в деталях, я практически видел как партии разных инструментов летают по оркестру , они были слышны вместе и по отдельности и все это уже отзывалось в душе порой до слез. 

В это же время  я уже приобщался к карате – общему сумасшествию того времени. В Университете основался Сато – сенсей  Школы Сито Рю и пошла настоящая учеба Будо. Пожалуй, в это время начались поиски своего тела. Отработка элементов цки, учи, уке и кери всех видов давала широкую возможность для этого. Также подетально, как и в освоении музыкальной грамоты,  я  изучал технику. Особенно запомнилось открытие роли пальцев ноги в мае гери – удар ногой вперед ( мощнейшая вещь в правильном исполнении ). Процесс включения пальцев в завершающую фазу разгона ноги был разложен как по нотам и скорость удара резко выросла при отсутствии вешних признаков усиления действия. Ну и масса еще всяких  изучательных тонкостей. 

А вот сейчас я каждый день сталкиваюсь с проблемой практики обучения Айкидо. Вижу причину и не найду адекватного способа пригласить занимающихся к такой же скурпулезности в изучении. Они «слышат оркестр», видят некоторых исполнителей, ощущают основные ноты, но собственные обертона даются им с трудом. Их тело как моя первая гитара – не звучит, довольно плохо настраивается, почти не держит строй – это значит настроенное сегодня завтра утром дребезжит как телега, и плохо резонирует.

Мне сейчас понятна основная трудность – каждому нужно возможно больше заниматься собой, своим телом, своей динамикой, своими тонкими и разными состояниями. Техника бросков тут дело второе. Нужно точнее выполнять указания дирижера, именно его, именно сейчас и именно эти. «Старшие» сейчас столкнулись с этой проблемой лицом к лицу. Технику знают, а она не идет. Весь внешний резерв выбрали, а увидеть внутренние способны сейчас только единицы. Кровавый процесс, не все выдержат. Но есть среди всех и старшие и новички с горящими глазами и они ищут, слушают, выполняют и движутся. 

Вообще-то, существует унифицированный способ лечения таких трудностей – увеличить количество действий в единицу времени на тренировках и уменьшить время на объяснения. Тяжело для тела, но работает.  Будем вместе пробовать и искать. 


Советы начинающим по этому поводу.

Доверяйте своему сенсею - вы сами пришли и сделали выбор.

Будьте открытыми, вас никто не собирается обманывать и обижать.

Не бойтесь быть сами собой, не выставляйте всем придуманное вами собственное «чучело», оно не видно только вам самим.

Будьте искренними и трудолюбивыми в тренировках, даже если вам кажется что вы ничего не понимаете и не умееете - это не правда: умеете и понимаете ,иначе вы не дожили бы до стольких лет.

На каждом занятии добейтесь хотя бы самого крохотного улучшения в действии или понимании.

Придя в зал, постарайтесь забыть о ваших проблемах и полностью погрузитесь в занятия. Хороший способ для этого – интенсивно тренироваться.

Помните что вы занимаетесь в парах, т.е. человек доверил Вам свое тело как помощь в вашем же совершенстве – будьте внимательными и осторожными к нему.

Занимайтесь интенсивно , но радостно. Наблюдать кислую физиономию всю тренировку  - не самая лучшая награда вашему партнеру.

Прежде чем начать любую технику открыто подойдите к партнеру, поглядите в его глаза и улыбнитесь.

Если вы уходите с тренировки не уставшими –вы вероятнее всего ничему не научились.

 

Советы «старшим».

Все, что у вас не получается – внутри вас.

Каждую тренировку сенсей накрывает вам полный стол, берите что видите.

Ваша стратегическая цель – точность в деталях.

Точнее и точнее выполняйте советы сенсея, старайтесь услышать что ОН вам говорит, а не собственный пересказ прослушанного. Помешать этому может  обыкновенная личная зажатость.

Значительная часть Ваших  проблем в недостаточном качестве в роли Уке.

Думайте, пробуйте, изучайте, изменяйтесь, стремитесь, уставайте, занимайтесь с новичками – идеальным объектом для вашего совершенствования.

Становитесь лучше. 

Пока все. 

А вот и обещанный видео клип!

Скачайте его ТУТ !!! Всего 21 МБ.

 

 

Автор и WEB-мастер Матвеев В.А. 
  т.ф 422-97-21 ,  

 E-mail:<sfox@online.ru> 


Rambler's Top100