Маленькое предупреждение: эта статья о японской молодежи. Но не о той ее части, которая читает книги, занимается дзюдо и кэндо, а после занятий мчится домой подновить икэбану. О ней написано уже немало. Эта статья о другой молодежи – о той, которую мы почти не знаем. Хорошая она или плохая, решать японцам. Она есть, и мы вправе об этом говорить.
Когда пишешь о таком странном явлении, как японская молодежь, неизбежно возникают две проблемы. Первая – не скатиться в старческоподобное осуждение всего необычного. Вторая – понять: имеем ли право мы – русские вообще об этом говорить?
С первой частью еще более-менее ясно – автор тешит себя мыслью, что по возрасту от молодежи ушел не так уж далеко, а по японским официальным критериям к ней и относится (до 35 лет). Со второй сложнее. Мне часто приходится слышать доводы против: «А мы что – лучше? А наша молодежь воспитанней? А водку жрать в подъездах?» Хочу ответить сразу: нет, мы - не лучше, вообще никакой народ не лучше другого. Наша молодежь не лучше воспитана, чем японская, а уж про водку в подъезде (и если бы только про водку!) я молчу. Но вот что непонятно: почему японцы, да и не только они, имеют право говорить о наших недостатках? Почему они имеют право обсуждать и осуждать нас? Почему они считают, что мы можем обсуждать их недостатки, а мы так стыдимся это делать? Только потому, что они лучше живут? Думаю, что это лишь стоит всегда иметь в виду. Полагать же, что в Японии – действительно замечательной и очень счастливой для своих жителей стране, нет своих проблем, ошибочно. Более того, японцы ничего не имеют против того, чтобы мы говорили об их проблемах, и в этом они умнее, развитее, практичнее нас. Они в состоянии нас услышать и сделать выводы для себя. А уж что-что, а японская молодежь – вечный повод для обсуждений и тревог в этой стране.
В разговоре о подрастающем поколении японцы упирают на то, что нынешние молодые сменили систему ценностей. Столетиями жители Страны корня Солнца жили для того, чтобы работать. Результат – налицо. Посмотрев на него, современные юноши и девушки решили: хватит, работать надо для того, чтобы жить. А если есть возможность жить и не работать, то и совсем хорошо. Тут я должен сделать реверанс в сторону японского общества – оно может позволить заниматься ерундой своему подрастающему поколению – денег хватит.
Японцы обожают социологические опросы. Я не буду загружать читателей цифрами и процентами. Скажу лишь, что из их результатов следует: у японской молодежи есть «плюсы» и «минусы». К первым относится умение пользоваться компьютерами, желание выразить свое собственное мнение и (о, ужас!) отсутствие гендерного неравноправия.
К «минусам» японцы отнесли: распространение сотовых телефонов (там это атрибут пацанов в буквальном смысле), диковатый, клоунский (в опросах сказано мягко – «неопрятный») внешний вид, странная для самих японцев (!) привычка сидеть на асфальте и – на последнем месте - недостаток сексуальной морали.
Меня не поймут, если именно на этом – последнем пункте я не остановлюсь особо. Самый распространенный ответ японцев на их отношение к сексу звучит примерно так: «Ну, это что-то вроде чистки зубов, только реже». Насколько реже, я не знаю. Говорят, среднестатистическое число сексуальных контактов здесь – 13 раз в год. Охотно верю. Секс для японцев неинтересен как таковой, так же как неинтересна для них просто жизнь. Либо в этом должно быть что-то экстремальное, либо с этого должны получаться деньги. Последнее – предпочтительней.
Позор современной Японии – школьная проституция «эндзё косай». Смысл ее заключается в том, что вполне благополучные и обеспеченные девочки 14-18 лет встречаются за деньги с «друзьями» в возрасте 40-60 лет. Не все встречи заканчиваются половым актом – японцы по натуре своей скорее вуайеристы, чем деловые люди, а деньги тратятся на украшения и аксессуары. Мне, в общем-то, безразлично, на что они тратят свои деньги. Мне кажется, беда японцев в том, что один из главных секс-символов эпохи, чей образ активно насаждается всеми здесь без исключения СМИ – девочка в школьной форме. Это для них, если и не нормально, то, по крайней мере, привычно. И если кто-то скажет мне, что это лучше, чем пить водку, я этого человека не пойму!
Если нет денег, дайте экстрим! Этот девиз японцам близок. Вкупе с желанием во всем следовать американской моде, он дает иногда любопытные результаты. Едва российский дуэт «Тату» завоевал высокое место в западных хит-парадах, его диски засыпали прилавки японских аудио-магазинов. Но это было только начало! Через несколько недель появилась японская лесби-парочка, воркующая под музыку о своих проблемах в обнимку и с нежными поцелуями. Теперь, входя в магазин рядом со своим домом, я вижу и фанерные фигуры «татушек» и плакаты с целующимся японским аналогом одновременно, а несчастные японские школьницы мучаются перед выбором: какую лесбийскую любовь предпочесть - свою или иностранную?
Да, японцы женятся и выходят замуж. К счастью, прежде всего для самой Японии, после этого большинство подростковых болезней остаются позади. Смотреть на японские женатые парочки, да еще с детьми-милашками очень приятно. Особенно летом, когда русский взгляд не шокируют голые коленки детей, синеющие от холода. В детских садах и школах Японии дети обязаны ходит с голыми ногами. Это тот случай, когда мы не можем навязывать им своего мнения. Тем более, что многие японские женщины ходят так всю жизнь. Местная мода подстроилась под закаливание: шерстяная шапочка, шарф, меховая куртка, юбка, голые ноги и сапоги – это круто! Школьницы, впрочем, сапоги не носят – не положено. Роль голенищ выполняют приклеенные к ногам толстые белые гольфы. Клей не позволяет им сползать и держит форму «гармошкой». Это хотя бы безопасно.
Когда же я смотрю, как подростки красятся в электричках, подстригают ресницы и выщипывают брови, попутно болтая с подружками, мое сердце замирает от ужаса. Наверно, я не прав, но частенько встречающиеся на японских улицах девушки с повязкой на глазу почему-то ассоциируются для меня с теми, кто во вздрагивающем вагоне хладнокровно тычет себя маникюрными ножницами в глаз.
Да, после окончания университетов у большинства бывших студентов увлечение молодежными забавами проходит. А университеты здесь оканчивает примерно половина населения. В некоторые из них поступить нетрудно. Сдать экзамены в школе, например, значительно сложнее. Некоторые, самые престижные: Токийский, Киотоский, Осакский, Васэда, Кэйо – считаются «кузницами кадров» японской элиты, и туда попасть учиться наоборот - совсем непросто. Само обучение в них тоже требует определенных усилий, тогда как по поводу учебы в других университетах японцы говорят, что это «отдых после школы и перед работой».
Именно в это время большинство молодых людей достигают пика «непроизводственной активности», полируя джинсовыми задами асфальт, тратя папины или «дяденькины» деньги в бесчисленных магазинчиках, и шумно болтая в кафе. Они отдыхают. Скоро гигантская производственная машина по имени «Ниппон» востребует их в качестве винтиков для своего механизма. Тогда от них потребуются все те качества, которые развивали у мальчиков и девочек в школе: беспрекословное подчинение, отсутствие способности к анализу, неумение ставить вопросы, невозможность работать в одиночку, невероятная работоспособность при деятельности в составе группы и многое, многое другое. Если Вы, уважаемые читатели, думаете, что я злословлю и не люблю японскую молодежь, послушайте, что сказал об обучении в японских школах и о последствиях такого образования известный писатель и крупный чиновник - специальный советник Кабинета министров Японии Таити Сакайя: «Усилия преподавателей были сосредоточены не на развитии у детей позитивных задатков, а на преодолении имеющихся у них недостатков. Как следствие, многие дети (в первую очередь, наиболее одаренные из них) превратились в стандартных людей, лишенных как достоинств, так и недостатков...
Япония построила оптимальное индустриальное общество. Живя в этом обществе, японцы выработали свойственные им морально-этические воззрения, чувство прекрасного, воспитали поколения людей, подавляющих собственную индивидуальность... Мы должны пересмотреть не только методы организации производства и административную политику…, но и то, что лежит в их основе. А именно: свой менталитет и свою систему… Совсем в недалеком будущем в Японии все же начнется революция интеллектуальных ценностей. Значительная часть японцев осознает ее необходимость».
Александр Куланов
Фото автора