.
Вот почти две недели прошло с момента, как приехали из Японии. Такое
количество информации крутится в голове, в сердце - точно вихрь,
впечатления искрятся как пузырьки шампанского. Такой напор опьяняет,
и напрочь выбивает из-под ног почву повседневной жизни и
рутинно-рабочих дел.
Не буду писать про туризм, не это было главной целью для меня.
Группа наша была достаточно разнообразна, и каждый сам себе был
хозяин - и это получилось великолепно! К общему рассмотрению был
предложен только план занятий в Хомбу, и план-график проведения
семинара в Саку-си. Остальным временем каждый распоряжался по своему
усмотрению, и тут уж
КАЖДЫЙ показал себя, как он есть. Было достаточно интересно
наблюдать, а некоторые открылись с неизвестной мне доселе стороны.
Единственно общее - утренняя тренировка Дошу в 06:30. Ходили туда
поголовно. Самое сложное поднять себя на ноги, рановато получается;
но абсолютно все на обратном пути в Москву сошлись в том, что эти
самые утренние занятия суть нечто настолько приятное и радостное,
насколько и непонятное. Голова отказывается понимать почему утром, в
руках "свирепой" японской женщины, которая методично вбивает тебя в
приятное хомбовское татами, происходят такие чудные перемены в твоей
душе. Кстати, именно в эту поездку отчетливо понял, что ВСЕ японцы,
которые практикуют в Хомбу - разные. И вот от того, кому ты попадешь
в руки, зависит многое. Есть замечательные дедули которых я для себя
назвал "делать ничего не дам, но тебя научу" - о, песни можно
слагать. Тут уж ничего не попишешь, получается замечательный тренинг
своего укемирования и терпения (замечательная добродетель!). Есть
дедули такого же возраста, но вполне взаимные. Вот занимаешься с ним
рука в руку, и есть полное понимание, что процесс у вас идет
взаимный; несмотря на то, что дед практикует айкидо лет эдак 40. С
первого касания ясно, что он вполне способен тебя умотать в дым за
3-5 минут, но! - это ясно и ему - после чего следует подстройка
таким образом, чтоб до конца кейко ты все-таки дотянул, из последних
сил, но дотянул. Вместе с Аллой пришли к выводу, что с японскими
женщинами лучше в пару не вставать - подстройки на взаимность не
будет, как правило; хотя и тут бывают исключения. Вот такое простое
утверждение: "Все японцы - тоже люди" - но именно в этот раз оно
дошло до моего
сердца. А раз люди - и людское им тоже свойственно; и ошибаться они
могут; и любить; и быть добрыми; и скупыми; искренними и не очень.
Но какие тут могут быть преференции при выборе партнера для занятий?
Поэтому все со мной происходящее я старался воспринимать спокойно,
исключительно как тренаж, в том числе и моральных качеств.
Погулять по Токио и окрестностям почти не получилось, на второй день
после прибытия мы уехали в Саку-си, на семинар-фестиваль к шихану
Эндо. Что и говорить, занятия в Хомбу получились как разогрев и
привыкание к другому, более интенсивному, ритму кейко. Шихан
достаточно любезно принял нас, даже лично пришел в гостиницу, чтобы
познакомиться со всем составом группы. Для маленького города Саку-си
ежегодные фестивали айкидо, проводимые шиханом Эндо, являют собой
значимое событие в общественной жизни. Дело действительно важное -
почти две сотни иностранцев приезжают! - а им и отель, и питание, и
услуги разные нужны. Местные власти стараются развивать
международный туризм, это же деньги для местного бюджета. Поэтому,
выбрав двоих (Диму и Аллу) из нашей группы, шихан на следующий день
пошел в их сопровождении и еще нескольких европейцев на
торжественный прием к мэру города - все-таки, событие значимое; даже
политическое. Ничто человеческое и японцам не чуждо! Как я понял, с
местным туризмом там у них все хорошо, и в Саку-си приезжает много
людей полечиться на водах, в горячих банях ("онсенах"). Вот теперь и
на иностранцев нацелились, и действительно, за период с 2004 года по
2006 у них многое изменилось в лучшую сторону - надписи на
JR-станциях уже
продублированы латиницей; в городе построен информационный центр,
где худо-бедно, но понимают английский (а для глубинки это вопрос),
и где все желающим раздают бесплатный Интернет в виде терминалов
Windows 98. Плату берут только в том случае, если работаешь более 1
час 20 мин, и то, смешные деньги - 100 йен за час работы (меньше
одного доллара).
Стараются японцы привлекать туристов к себе.
Про европейцев, которые были на семинаре.
Большинство из них проживало в Саку-додзе, и экономили они на всем
весьма и весьма. Кстати, если б не онсен, никаких преимуществ у
отеля по отношению к проживанию в додзе на мой взгляд нет. Потому,
что нереально поужинать в городе а-ля "шведский стол" с
неограниченными подходами на 800 йен - только в Саку-додзе. Спать в
общей спальне может и не очень удобно; но за 4 часа тренировок день
все "укатывались" так, что вечером хватало сил только поесть, да
пару пива
в живот положить - глядишь, уже требуется горизонтальная
поверхность... Сил чуть хватает на общение с коллегами из Европы;
а после пива - и с японскими айкидоками хорошо получается
поговорить. В следующий раз поеду в Саку-си - непременно с
проживанием в додзе. Экономия получается во всем, а общение - более
плотное, что делает такое общежитие интереснее, чем чахнуть в
номерах в отеле.
Про семинар в Саку-си рассказать можно настолько много, что даже и
не знаю с чего начинать. Например, семинар начался с того, что шихан
Эндо достаточно долго рассказывал и показывал, как надо дышать!
Примерно 15 минут все участники, в несколько рядов на татами,
вдыхали и выдыхали в ритме, о котором говорил шихан. У меня не
получалось; по окончании
сего дела шихан вскользь упомянул, что вот так и надо дышать во
время всего (!) кейко - спокойно и размеренно. Уточнил, что плох тот
наге, который своего уке гоняет до сбива дыхания и даже не замечает.
Неоднократно говорил, что заниматься надо в дружелюбной манере, не
пытаться "замочить" партнера, что кейко - суть для двоих. Занятия
проходили в достаточно энергичном темпе, и через первые полтора часа
большая часть нашей группы уже была в состоянии "заберите меня
отсюда". Однако, до конца первого дня семинара все дожили
благополучно, без травм. Разве что сил не осталось ни у кого,
единственное спасение - "онсен", горячие источники. Туда ходило 3/4
всего состава семинара (видать, народ прочувствовал всю
прелесть!!!),
гостиница где мы жили - рядом же с будоканом, и вот все айкидоки,
гуртом, даже не переодеваясь, тянутся в "баню". Кости парить и мышцы
разминать. Самое время пообщаться с коллегами по цеху, очень японцы
старшего возраста там интересовались положением айкидо в России. С
европейцами тоже общались. Даже русские парни там были, из тех, что
постоянно сейчас живут в Японии - узнали про семинар и приехали,
молодцы! Весь семинар оставил ощущение очень энергичных занятий в
стиле встал-упал, пот градом, и если не халявить - то сил требуется
ох как много. Что не понравилось: отношение со стороны
занимающихся японцев-юданьша к муданьша (неважно, японцев или нет).
На семинаре подавляющее большинство было в хакамах, а вот белые
кейко-ги были достаточно редки в толпе. Тут-то и проявилась изнанка
японской вежливости, когда вежливо улыбась, от тебя все моментально
отворачиваются, потому, что ты - "белый". И вон, чуть правее, еще
один
"белый", но уже японец - от него тоже все отвернулись. Мы радостно
бежим навстречу, когда все остальные "юбки" уже занимаются. Наблюдал
много раз, когда "юбки"-японцы демонстративно разворачиваются, мол,
чего уж. Так муданьша и бегали друг за другом. Где уж понять
глубокую японскую душу?
Про шихана Эндо вне додзе хочу особо рассказать. Когда шихан
встретил нас в отеле, и повез в додзе на ужин, всю дорогу от отеля
до Саку-додзе у меня не проходило ощущение, что меня наблюдают. Или
нас всех наблюдают. Наши тоже все были "на стреме", усилиями Димы
Зубкова, который строго глядел на всех - абы кто чего не ляпнул
невпопад. И все-таки "ляпнули" - пригласили шихана на день рождения
одного из наших, которое собирались праздновать через пару дней в
ближайшем
ресторанчике. Шихан задумался. Сказал, что не знает, и решит позже.
Так мы друг друга и наблюдали, забавно. Через пару дней, уже
умотавшись на семинаре, я неожиданно ощутил, что мне наблюдать
надоело. И переживать за себя - как бы чего не сказать "не того" -
тоже надоело. Как же похорошел мир после этого вокруг! С такими
изменениями стало получаться пить с японцами пиво, весело
разговаривать с европейцами. Но нас все равно внимательно наблюдали,
шихан всегда присутствовал на ужине и был все время в разных
компаниях. Нам прислал бутылку пива, мы ему передали бутылку вина
алаверды. На удивление хорошее вино местного производства нашли, вот
это было открытие! Виноделие явно не японская культура, но при
правильном соблюдении технологии у них все получается - вот великий
секрет. Под завершение пребывания в Саку утвердился в ощущении что
хватит бояться японцев и наблюдать сенсеев. Надо начинать учиться у
них, для этого требуется другой настрой, уверенный и открытый. И что
процесс этот от сердца к сердцу, иначе получается голая механика.
Должен быть самый важный, не механический, компонент - и вот тут
встает много новых вопросов. Как быть?
В таком полу-задумчивом состоянии я выехал в Токио. Обратный путь
был чуть проще, т.к. почти все подарки и бутылки были адресованы в
Саку. Сумки были легче, на сердце тоже было легче, да и в кошельке
тоже... Вопрос про дополнительные экскурсии уже не стоял, тут бы до
конца поездки с деньгами разобраться. :) Выехали из Саку утром,
примерно в 9
утра, чтобы гарантированно попасть на группу Ватанабе шихана в Хомбу
к 16-00.
======== продолжение следует ===========
М.
|
|