Автомобильная
компания «Хонда мотор» («Honda motor Co., Ltd.»)
в том виде, как она существует в
настоящее время, была основана в 1948
г. Но корни этой компании можно
обнаружить и задолго до войны.
Создателем компании «Хонда мотор»
был Соитиро Хонда — человек весьма
незаурядный. Сын кузнеца,
подрабатывавшего у себя в деревне
также и ремонтом велосипедов, С.Хонда
с трудом окончил среднюю школу, но к
двадцати годам получил некоторые
навыки в ремонте автомобилей.
После школы он открыл собственную
ремонтную мастерскую, а затем
организовал производство поршневых
колец, часть которых поставлялась
даже компании «Тойота». В конце 30-х
годов его маленькая фирма стала
субподрядчиком подобно тысяче
других мелких предприятий,
поставлявших детали и
комплектующие узлы крупным
автомобильным компаниям. Во время
Второй мировой войны предприятие С.Хонды
процветало, занимаясь выпуском
деталей, затем испытало все
невзгоды последних месяцев войны.
Сам С. Хонда чувствовал, что в не
столь уж далеком будущем Японии
потребуется много недорогих
средств транспорта, и понимал, что
основная масса населения страны
просто не сможет позволить себе
приобрести даже дешевый
трехколесный автомобиль, тем более
что для многих сдерживающим
фактором оставалась высокая
стоимость автомобильного топлива. И
он решил вначале освоить
производство небольших двигателей,
которые монтировались на
велосипеды, превращавшиеся таким
образом в мопеды.
Инициатива С. Хонды имела огромный
успех, и продажи росли такими
темпами, что предприятие не
успевало выпускать требуемое число
двигателей, спрос на которые все
время возрастал. Воодушевленный
столь бурным стартом С.Хонда и
создал компанию «Хонда мотор»,
которая начала свою работу с
выпуска мотоциклов. Уже в 1949 г. была
выпущена первая модель небольшого
мотоцикла, получившая название «Дрим»
(«Мечта»). Особенностью этого
мотоцикла был небольшой объем
двигателя — менее 100 куб. см. Этот
мотоцикл благодаря своей дешевизне
приобрел в стране огромную
популярность.
Для налаживания массового
производства компания «Хонда мотор»
остро нуждалась в финансовой
поддержке, так что ей пришлось
заключить соглашение с банком «Мицубиси»,
уступив банку пакет своих акций. В
последующем дополнительный пакет
акций «Хонда мотор» был куплен
также «Мицубиси траст». Обе
финансовые организации помогли
компании «Хонда мотор» прочно
обосноваться на японском рынке,
который в последующем стал ее
опорой.
Всего лишь через десять лет после
создания первой модели мотоцикла
компания «Хонда мотор»
превратилась в крупнейшего в мире
производителя мотоциклов, хотя это
было совсем не просто. Еще в 1959 г.
ценой немалых усилий она создала в
США дочернюю фирму «Америкэн Хонда
мотор компани» со штаб-квартирой в
Лос-Анджелесе и сумела завоевать со
своими мотоциклами более заметную
долю американского рынка, чем даже
компании «Тойота мотор» и «Ниссан
мотор» с их довольно популярными
автомобилями. Конечно, для этого
потребовалось немало усилий и
времени.
Основные усилия компании «Хонда
мотор» были, конечно, направлены на
производство все новых и новых
моделей мотоциклов, но она не
забывала и об исследовательских
работах в смежных областях,
постоянно финансируя и успешно
проводя их. Постепенно компания
стала переходить к изготовлению
автомобилей.
Такому переходу способствовал не
очень традиционный подход С. Хонды к
подбору кадров. Конечно, он
использовал нашедшие широкое
применение на крупнейших японских
промышленных предприятиях методы
организации производства и правила
трудовых отношений. Но было и нечто
новое. В то время, когда в других
компаниях директорами и старшими
вице-президентами обычно
становились люди в возрасте за
пятьдесят лет, С. Хонда выдвигал на
такие посты руководителей, не
достигших и сорока лет, если они
были способны на нетрадиционный
подход к решению проблем, с которыми
им приходилось сталкиваться. Так
что нетрадиционный подход стал
неотъемлемой чертой компании «Хонда
мотор», что неоднократно помогало
ей находить выход из трудных
ситуаций.
В начале 60-х годов компания «Хонда
мотор» попыталась внедриться в
автомобилестроение, обратившись за
разрешением на производство
легковых автомобилей. Это было не
самое удачное время. Тогдашнему
Министерству внешней торговли и
промышленности как раз удалось
провести через парламент закон,
запрещавший создание новых
автомобильных компаний.
Министерство настаивало на слиянии
мелких фирм и образовании на их базе
крупной корпорации. Оно оказывало
давление на компании «Тойота мотор»
и «Ниcсан мотор», стремясь добиться
их согласия на слияние с более
мелкими автомобильными фирмами. «Хонда
мотор» смогла ответить на давление
Министерства чисто
бюрократическими методами,
подключив к борьбе своих
влиятельных сторонников в
Министерстве транспорта и во
всемогущей Федерации экономических
организаций (Кэйданрэн).
Первым изделием компании «Хонда
мотор» на новом для нее поприще стал
появившийся в 1962 г. небольшой
спортивный автомобиль «С-500». Он был
относительно недорогим и имел
большой успех у японской молодежи.
Вскоре эта модель заняла ведущее
место в своем секторе рынка,
оттеснив других конкурентов. Затем
появились другие модели спортивных
автомобилей, и большинство их было
хорошо принято рынком.
Кроме того, компания начала выпуск
легких грузовиков. Уже в середине 60-х
годов ХХ века компания «Хонда мотор»
стала полноправным представителем
японской автомобильной
промышленности, лидеры которой
испытывали явное неудобство от
наличия рядом подобной выскочки, но
все же благоразумно отдали ей рынок
спортивных автомобилей.
Тогда «Хонда мотор» была еще
сравнительно небольшой
автомобилестроительной компанией:
в 1966 г. она выпустила 31 тысячу
четырехколесных автомобилей, тогда
как, например, «Тойота мотор» в то
время каждую неделю выпускала их
вдвое больше.
В конечном счете все небольшие
японские автомобильные фирмы были
вынуждены найти себе партнеров.
Единственным исключением стала «Хонда
мотор», репутация которой как
аутсайдера в отрасли от этого
только укрепилась. Она еще раз
доказала, что является своего рода
диссидентом среди японских
автомобильных компаний. В то время
как другие доказывали неразумность
самой идеи организации
производства легковых автомобилей
в США, «Хонда мотор» решилась на
выпуск там мотоциклов, который
начался в 1979 г. на заводе в г.
Колумбусе, штат Огайо.
Но это было только начало. «Хонда
мотор» стала первой японской
автомобильной компанией, которая
начала производить (и, естественно,
сбывать) свои автомобили в США. В 1981
г. она объявила, что через два года
начнет производить легковые
автомобили модели «Ассоrd» на новом
заводе в г. Мэрисвилл, штат Огайо.
Так и было сделано, причем мощность
этого завода к 1984 г. была доведена до
150 тыс. автомашин ежегодно. А в
ноябре 1986 г. в Канаде компания ввела
в эксплуатацию завод по
производству автомобилей «Ассоrd» с
ежегодным выпуском 80 тыс. штук.
В том же, 1986 г. по объему продаж,
равному 12,5 млрд. долл., «Хонда мотор»
занимала 13-е место среди крупнейших
автомобильных компаний мира.
Производство автомобилей
предприятиями компании тогда
превысило 1236 тыс. штук, в том числе
более 1 млн. легковых автомобилей и
211 тыс. грузовых автомобилей и
автобусов. Почти 708 тыс. единиц,
включая 698 тысяч легковых
автомобилей и около 10 тысяч
грузовиков и автобусов, было
экспортировано. Так что экспорт уже
в то время составлял 57% всего
производства компании «Хонда мотор».
В то время на долю компании
приходилось более 10% производства и
около 11% экспорта всех автомобилей
Японии. А ее доля в мировом
производстве автомобилей
составляла почти 3%.
Руководители большинства японских
компаний, пожалуй, двигались бы
вперед медленнее, если бы перед ними
постоянно не маячил пример «Хонда
мотор». Она по-прежнему оставалась
среди японских компаний лидером по
части нововведений, показывая
примеры того, как можно ломать
сложившиеся обычаи и стереотипы.
Разумеется, «Тойота мотор» и «Ниссан
мотор» могли бы наладить
производство своих легковых
автомобилей в США, но и здесь первой
опять оказалась «Хонда мотор».
Компанию «Хонда мотор» хотели
прибрать к рукам американские
гиганты автомобилестроения, но она
смогла устоять. В 1973 г. «Форд мотор»
обратился к руководству «Хонда» с
предложением заключить соглашение
о сотрудничестве, которое
фактически отдало бы американцам
важнейшие рычаги управления
японской компанией. «Хонда»
отклонила это предложение, но чтобы
подсластить пилюлю, в том же, 1973 г.
продала корпорации «Форд мотор»
лицензию на разработанный ее
специалистами и ставший весьма
популярным двигатель с вихревой
камерой сгорания.
Чем еще отличалась «Хонда мотор» от
других японских автомобильных
компаний? В то время, когда другие
японские компании выпускали
автомобили в основном для
внутреннего рынка и лишь некоторую
часть экспортировали, С.Хонда
сознательно пошел на то, чтобы
сделать покупателями своих
автомобилей американцев, а не
японцев. И результат не замедлил
сказаться. В 1977 г., когда «Тойота
мотор» и «Ниссан мотор» поставляли
в США треть выпускаемой ими
продукции, «Хонда мотор»
экспортировала в США свыше половины
произведенных ею автомобилей.
В 1973 г. «Хонда мотор» продала в США 39
тыс. легковых автомобилей. К 1975 г. их
продажи удвоились, еще раз
удвоились к 1977 г. и вновь удвоились к
1980 г., когда этой японской компании
удалось реализовать в США 375 тыс.
автомобилей. Столь высоких темпов
не знали другие японские
автомобильные компании. В 1980 г. «Хонда»
уже занимала третье место (после «Тойоты»
и «Ниссана») среди ведущих
экспортеров автомобилей в США.
Причины успеха были очевидны.
Производимые «Хондой» легковые
автомобили сочетали в себе высокое
качество изготовления с отличными
динамическими характеристиками и
топливной экономичностью.
В середине 70-х годов «Тойота мотор»
и «Ниссан мотор» пошли по пути
создания полной гаммы автомобилей
для американского рынка. Однако «Хонда
мотор» предпочла возложить все свои
надежды вначале на единственную
модель — «Аccоrd», и не напрасно. «Аccоrd»
имел на рынке огромный коммерческий
успех, и многие элементы его дизайна
и механических узлов
использовались впоследствии как в
Японии, так и за ее пределами.
«Аccоrd» оказался самым приемлемым
для покупателя компромиссным
вариантом стандартного седана,
который в значительной степени
удовлетворял многим требованиям,
предъявляемым к семейному
автомобилю. В этом автомобиле с
умеренной степенью комфорта
располагаются четыре взрослых
человека, он оснащен кондиционером
воздуха и всеми последними
новшествами в области электроники.
«Accord» надежен в эксплуатации и
расходует не более 7,8 л горючего на
100 км пробега. Его вполне можно было
считать символом прогресса в
автомобилестроении, образцом, с
которым в дальнейшем сверяли свои
задумки многие автомобилестроители.
Можно подумать, что все сказанное
выше — это специально
организованный панегирик этому
автомобилю, отражающий
субъективное и, стало быть, не
совсем верное мнение одного
человека. Но существуют и более
объективные показатели. В 1985 г.
автомобилем года в Японии был
признан «Аccоrd» третьего поколения,
получивший соответствующую награду.
В 1995 г. автомобилем года в Японии был
объявлен «Аccоrd» пятого поколения. И
в самом конце 2002 г. «Аccоrd» седьмого
поколения получил такую же награду
и был объявлен автомобилем года в
Японии.
Справедливости ради следует
отметить, что 2000 год — это третий
год подряд, когда производимые
компанией «Хонда мотор» автомобили
завоевывают престижную награду
автомобиля года в Японии. В 2000 г. это
был «Civic» c его различными
модификациями. В 2001 г. — «Fit». И в
констатации этого объективного
факта уже нет никакого
субъективизма.
Тем не менее лучшие марки, в том
числе «Аccоrd», «Сivic», «Prelude», «Odyssey», «Acura»,
оказались среди 2,57 млн. автомобилей
компании «Хонда мотор»,
произведенных в 1997–2000 гг. в Японии,
США и Канаде на общую сумму 182 млн.
долл., которые были отозваны в конце
мая 2002 г. с целью устранения дефекта
системы зажигания. По информации,
обнародованной компанией, дефект
состоял в повышенном износе
контактов системы зажигания,
вследствие чего мотор глох на
дороге. В своей информации
представители «Хонда мотор»
подчеркнули, что эта неисправность
не вызвала ни одной аварии. Они
специально отметили, что среди
отзываемых с американского рынка
автомобилей (а их было все-таки 1,34
млн. единиц) указанный дефект в
действительности имели всего 0,3%.
Отзыв автомобилей в мае 2002 г. стал
наиболее масштабным в истории «Хонда
мотор». 11 апреля 2001 г. представители
компании сообщили, что свыше 113 тыс.
автомобилей пяти моделей (в том
числе «Integra» и «Сivic»), произведенных
в июне 1993 г. и в декабре 1995 г., имели
дефект в моторе, который мог
привести к его возгоранию. Компания
призвала владельцев 88,6 тыс.
автомобилей, проданных в Японии, и
еще 25 тыс., проданных в Европе,
обратиться в мастерские для
устранения этого дефекта. Общие
затраты на устранение этого дефекта
составили 6 млн. долл. А в начале июня
того же, 2001 г. «Хонда мотор» объявила,
что отзывает со всего мира свыше 100
тыс. автомобилей с дефектами для их
бесплатного ремонта. Среди
отзываемых автомобилей были и такие
известные в России модели, как «Сivic»
и «Аccоrd». Они сошли с конвейера в
период между январем и апрелем 2001 г.
У этих автомобилей были выявлены
проблемы с болтами, которыми
крепятся колеса.
Разумеется, «Хонда мотор» не
является в этом отношении каким-то
исключением. Отзыв ею своих
автомобилей в мае 2002 г. был
четвертым по объему в мире за все
время существования системы
отзывов, которая была введена еще в
1969 г. Пример с «Хонда мотор» в данном
случае приведен лишь для того, чтобы
наглядно показать, какое большое
внимание эта японская компания
постоянно уделяет качеству
производимых ею автомобилей. В «Хонда
мотор» хорошо понимают, что
качество автомобилей тесно связано
с уровнем их продаж, не говоря уже о
репутации компании, так что для
повышения этого уровня делается все,
что возможно.
10 июля 2002 г. «Хонда мотор»
опубликовала новый трехлетний
бизнес-план. В этом документе,
претенциозно озаглавленном «Одухотворенная
независимость», компания заявила,
что намерена увеличить
производство своих автомобилей в
Китае, Индонезии, на Тайване,
Филиппинах и в США, сохраняя в то же
время на достигнутом уровне
производственные мощности в Японии.
Более того, продукция,
произведенная в таких странах, как
Китай и США, будет ввозиться в
Японию для продажи. Тем самым
продолжится курс на перенос
традиционных отраслей
обрабатывающей промышленности
Японии в страны с низкими
издержками.
Новый бизнес-план компании «Хонда
мотор» прогнозирует к 2005 г.
увеличение числа покупателей
различной продукции компании во
всем мире с нынешних 12,7 млн. человек
до 20 с лишним миллионов; рост продаж
автомобилей на
700 тыс., до 3,4 млн. единиц, мотоциклов
— на 5 млн., до 11 млн. штук, и т.д.
Одновременно компания объявила, что
подписала соглашение со своим
китайским партнером по совместному
предприятию — «Автомобильной
группой Гуанчжоу», —
предусматривающее строительство
второго завода, который с 2004 г. будет
выпускать 50 тыc. узлов в год.
Производственная мощность уже
действующего завода в Китае,
который выпускает пассажирские
автомобили «Аccоrd» и другие модели, в
2003 г. будет удвоена — с 60 тыс. до 120
тыс. автомобилей в год.
Наряду с таким ростом в Китае
компания намерена к концу 2005
финансового года удвоить
производственные мощности в США —
до 1,4 млн. автомобилей.
Новый трехлетний бизнес-план,
предусматривающий столь
значительную активизацию
производственной деятельности
компании, исходит из того, что и в
дальнейшем «Хонда мотор» останется
независимой и будет в состоянии
противостоять любому, в том числе и
иностранному давлению,
направленному на слияние или
поглощение. Проводя такую
неизменную линию, компания и впредь
намерена опираться на свою
финансовую мощь, привлекающие
всеобщее внимание модели и твердое
руководство.
Ю. Кузнецов
|