02.10.2003
начало | содержание | ЯПОНИЯ
 

                 
RYUSUIKAN dojo

Пони бегает по кругу...

02.10.03

Матвеев В.А.

Зачем в Айкидо хватают за руки и потом бегают кругами без видимой причины? Обширный ответ на первую часть вопроса дан в предыдущей статье http://www.aikiclub.ru/hands.html

Там же приведено краткое разъяснение по второй части вопроса, крайне нервирующего часть непосвященного народа:

Атака (захват для последующего действия или удар) в Айкидо делается быстрой и короткой, но быстрые же ответно-встречные действия Наге превращают эту атаку в причину ВЫНУЖДЕННОГО продолжения движения центра Уке и он ВЫНУЖДЕН в поисках равновесия двигаться и двигаться , ведомый в этом состоянии Наге до удобного мгновения локализации атаки броском или удержанием. Это может произойти в один такт с атакой либо нет, все зависит от множества условий взаимодействия.

По мере накопления, опыта атака становится все более приближенной к реальности. Если Уке , по самым разным причинам, все же выпускает захваченную руку или даже просто прерывает состояние контрольного контакта , например. чтобы опереться об пол и восстановить равновесие, то сразу следует атеми Наге освобожденной рукой. Это выводящее из строя атеми должно быть одно и последнее. Часто сенсеи в этом случае очень неприятно делают удержание — быстро, точно и уж очень неприятно. Наверное, так я могу описать правила «игры» в Айкикай Айкидо.

Если бы после этих заявлений я опять вылез в Форум, то опять последовало бы — не понимаю все равно, объясни. Наверное, написанное ниже, кстати, пока сам не знаю, что получится ниже, будет больше разъяснением себе. И так пробуем.

Атака

Кто прошел школу ударных видов единоборств вполне понимает как это сложно — научиться атаковать. Не тыкать аморфным кулачком в виде кукиша в нос или куда еще, не фанфаронить псевдоизысками псевдокитайских сложностей ( в смысле, очень неумело ) в виде пародии на Джеки Чанга, не трясти ногой, называя это Мае Гери или Маваши Гери, а умело атаковать. Кто это хорошо представляет, очень здорово понимает, что умело атаковать можно только при условии хорошо поставленного передвижения.

Если вы внимательно смотрите на бокс, дзюдо, карате, кикбоксинг, рукопашный бой по правилам и без них, фехтование, теннис, волейбол, приготовление завтрака или обеда, прыжки в высоту и через барьер вы уж точно заметите, что эффективное передвижение является основой успеха. И эти очень разные системы передвижений долго и упрямо ставятся самыми специальными способами. И это не вызывает раздражения. А вот с Айкидо, такая вот незадача, вызывает. И в чем же дело? Может в том, что в Айкидо сами тренировки являются специальными упражнениями и одновременно, вот гениальный ход(!), и самой системой единоборства. Может так? На мой то взгляд, это просто и очевидно.
И так. Нет нормальной атаки — нет адекватного обучения противотехнике. Вот все постепенно и учатся и атаковать (а мы уже отметили, что без умения передвигаться этой атаки никогда не научишься) и защищаться техникой Айкидо ( или любой другой системы самозащиты).

Ответно-встречные действия

Это тоже вполне энциклопедическая вещь. Чего здесь только нет и, тем не менее, сужая проблему, встретить атаку стоя на месте, означает погибнуть в реальной схватке. Т.е. нужно научиться эффективно передвигаться в экстремальных условиях ограничения свободы маневра и наличии навязанных связей. Захваты за тело или одежду, стены домов, канаты, границы ковра или площадки, толпа зрителей кругом, многие нападающие...

Каждый вид единоборств предлагает свои решения этих проблем. Например, в Ушу или карате достаточно много специальных стоек, из которых состоит процесс перемещения, в Кендо фактически одна позиция, в Синкаге Рю много позиций... и учат этим стойкам и переходам из них очень долго и тщательно. Бокс, борьба, фехтование, все виды легкой атлетики все они требуют своих подводящих упражнений. И это принимается нормально.

В Айкидо же всего одна единственная стойка — СанкакуТай. И та представляет собой просто остановку в процессе обычных шагов. Все остальное — естественные реакции на ситуацию.

И вот эти естественные реакции я наблюдаю каждый день на занятиях. Приходят обычные люди , которые в жизни нормально ходят, прилично бегают и играют в разные подвижные игры, особенно все это им удавалось в детстве. Сейчас, во взрослом состоянии похуже конечно, но всё же не калеки. И вот эти нормальные люди, начинают делать самые первые действия Айкидо (а если посмотреть шире и в остальных видах единоборств и просто спорта) и их буквально подменяют. Пропадает абсолютно все. Руки-крюки, ноги просто обрубки. Только слегка взявшись за руки их крючит и дрючит и выворачивает наизнанку. А уж если для приема нужно сделать пару шагов — это просто трагедия, получается крайне выраженный церебральный паралич! Вот и получается, что выход из этой кризисной ситуации достигается годами упорных тренировок, включающих и учебные бега по малым кругам техник. И длится это обучение именно годами, но в результате в человеке изменяется буквально все. И изменяется в очень хорошую сторону.

А те, кто отзанимался лет 10-20-30-40, могут демонстрировать технику Айкидо в очень сильном виде. Тогда атака очень сильна, ответные действия короткие и быстрые и не всегда это бросок.

И так в Айкидо формы-ката являются подводящими-развивающими упражнениями, и они же являются и самой Базовой техникой.

В Айкикай эти формы подвижны, значит, учитесь долго и упорно технике передвижения, которая позволит вам полностью реализовать безграничный потенциал этого замечательного Искусства.

Если же вам это не интересно и нужно совсем что-то другое, то возьмите и просто уйдите.

Еще немного о том: чем и как заниматься? Сейчас наплыв новичков и эта тема вполне актуальна.

В хорошей книге г-на Хорева о японских мечах я нашел интереснейшие мысли об оружии. Утверждается старинными источниками о ковке мечей, что эти самые клинки, одинаковые по боевым техническим качествам, получаются с очень разным ЛИЧНЫМ духом. Одни оказываются чрезвычайно кровожадными, и их хозяин постоянно попадает в кровавые рубки. Другие же просто не покидают своих ножен и организуют вокруг себя мирное пространство. Дух клинка определяется условиями его рождения.

Мы, занимаясь Айкидо (говорю только про нас), вероятнее всего уподобляемся мастерам-кузнецам, формирующим Дух друг друга. И от нас обоих зависит, ЧТО мы привнесем в наше развитие. Если этим не озадачиваться, то самые случайные процессы сами все сделают, но результат будет малопредсказуем.

Вот и все.


 WEB-мастер Матвеев В.А. 
 E-mail:<sfox@online.ru> 

Rambler's Top100