От:
Хидэо Ёнэмочи
Управляющий Директор Совета
Директоров
Директор Международного Отдела
Фонда АЙКИКАЙ
14 апреля 2003
Кому:
г-же Марине Карповой
Председателю Тренерской Комиссии
Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России
Уважаемая
г-жа Карпова,
Спасибо
за Ваше письмо от 2 апреля в отношении
темы «Айкидо и соревнования».
В
ответ на мою просьбу Досю высказал по
этому вопросу следующее мнение:
Основатель
Морихэй Уэсиба создал Айкидо на основе
своих убеждений и философии, которая
заключается в следующем: «Айкидо есть
путь воспитания духа любви ко всему
сущему в этом мире и создания духа
гармонии, благодаря которому все живые
существа в этом мире могли бы пребывать
в гармонии». В соответствии с этим
принципом Основатель учил, что: « В
Айкидо нет и не может быть состязаний и
соревнований».
Поэтому
недопустимо проведение любых
состязаний, соревнований или турниров,
под каким бы то ни было наименованием,
на которых производилось бы сравнение
или оценка техники. Недопустимо
соревноваться или состязаться с целью
победы.
Все,
что противоречит этому учению
Основателя, не есть Айкидо.
Досю
Моритэру Уэсиба был в числе участников
«Всемирных Игр», состоявшихся в 1997 году
в г. Лахти в Финляндии. Во время пресс-конференции
журналисты настойчиво расспрашивали
Досю в отношении этой темы. Досю дал
следующий четкий ответ: «Проведение
любых соревнований несовместимо с
понятием айкидо».
Официальная
позиция Фонда АЙКИКАЙ по данному
вопросу такова:
Фонд
АЙКИКАЙ, храня верность учению
Основателя, Второго Досю Киссёмару
Уэсибы и Досю Моритэру Уэсибы,
запрещает проведение состязаний или
соревнований в любой форме.
Я
от всей души надеюсь, что все члены
Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России будут
практиковать айкидо в соответствии с
традицией, созданной Основателем и унаследованной
Досю Моритэру Уэсиба, и призываю Вас
помнить заветы Основателя.
С
уважением,
Хидэо
Ёнэмочи
Управляющий Директор Совета
Директоров
Директор Международного Отдела
Фонда АЙКИКАЙ
14 апреля 2003
|
Морихэй Уэсиба « Из бесед, стихов, каллиграфии»
В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь
собой.
В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный воин непобедим, поскольку он ни с кем не
сражается. Когда мы говорим <нанести поражение>, то имеем в виду поражение нашего
собственного противоречивого ума.
Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, причинять
увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина
заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила
любви.
Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без
причинения вреда - это и есть Искусство Мира.
Айки - это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к
установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.
Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его будо - это будо
разрушения. Это не созидательное Будо.
Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного -
не истинное будо. Истинное будо не знает поражения. <Непобедимый> значит <никогда не
сражающийся>.
Победа для нас - это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная
нам миссия.
Мы непрерывно молимся, чтобы сражения не произошло. Вот почему мы строго
запрещаем поединки в айкидо. Дух айкидо - это дух любовной атаки и спокойного примирения.
С этой целью мы связываем и объединяем противников силой воли любви. Любовью мы можем
очищать других.
Айкидо - это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова
миссия айкидо и она должна стать твоей миссией.
К.Уэсиба «Дух Айкидо» (изд. София, 2000 стр.12, 15-19)
«…Айкидо учит способу достижения полной победы, основывающемуся на принципе
отсутствия состязательности. Отсутствие состязательности означает уничтожение живущих в
человеке агрессивных, воинственных, разрушительных инстинктов и превращение их в
творческую силу любви. Подобная философия приобретает еще большую значимость, когда
преподается посредством боевого искусства, - именно она и является сутью будо.
Мы чувствуем, что вследствие стремительного распространения айкидо по всему миру
не всегда точно передается и практикуется подлинный смысл этого искусства. И хотя мы
приветствуем выход айкидо на мировую арену, будет достойно сожаления, если оно не
сохранит основную философию и идеалы, сформулированные Основателем, Мастером
Морихэем Уэсибой….»
«…Наследуя некоторые духовные аспекты и делая акцент на тренировке ума и тела,
другие боевые искусства ставят во главу угла соревнование или состязание, подчеркивая
атлетический характер своего искусства, и, отдавая приоритет победе, пытаются гарантировать
себе место в мире спорта.
Напротив, айкидо отказывается становиться состязательным видом спорта и отвергает
все виды турниров и соревнований, а также весовые категории, иерархию, основанную на
количестве побед, и чествование победителей. Подобные явления всего лишь подпитка
эгоцентризма, забота о себе и проявление неуважения к другим. Людей заманивает в боевые
виды спорта сильный соблазн – каждый хочет стать победителем, но для будо нет ничего более
пагубного, так как его высшей целью является освобождение от «я» и достижения «не-я», т.е.
того, что является подлинно человеческим.
Эти слова не являются критикой других видов боевого искусства, превратившихся в
современные виды спорта. Исторически, подобное развитие событий было неизбежно для их
выживания, особенно в условиях послевоенной Японии, когда боевые искусства были
запрещены оккупационными властями союзников. Но и как виды спорта они вызывали интерес
у многих людей, как спортсменов, так и зрителей. И это хорошо, так как нет никаких сомнений,
что людей (особенно молодежь) привлекают к боевым искусствам соревнования и турниры,
которые выявляют лучшего. Но, несмотря на эту тенденцию, айкидо отказывается примкнуть к
ним и сохраняет верность первоначальному замыслу будо: тренировке и развитию духа.
В мире айкидо тоже иногда слышны голоса, призывающие к участию в турнирах,
причем приводятся доводы о том, что для выживания в наше время необходимо собирать более
широкую аудиторию. И на самом деле, некоторые инструктора айкидо основали независимые
школы, пропагандирующие "состязательное айкидо". Это весьма серьезно, потому что
превращение айкидо в еще один современный вид спорта может привести к его включению в
программы соревнований отдельных стран, а в будущем, возможно, и в Олимпийские Игры.
Айкидо недвусмысленно отмежевывается от такой постановки вопроса, и по
совершенно понятной причине. Айкидо стремится к сохранению целостности будо и к передаче
духа традиционных боевых искусств, сохраняя верность первому принципу будо,
провозглашенному Мастером Уэсибой: постоянная тренировка ума и тела в качестве основы
обучения людей, идущих по пути духовного развития…».
«Без практических занятий айкидо невозможно понять его значение и получить прямую
или косвенную пользу. Большинство занимающихся айкидо прошли через такой процесс – они
начали с сомнений и вопросов, после, приобщившись к практическим занятиям, они постепенно
познакомились с методом и формой айкидо. Затем они ощутили его неотразимую
привлекательность и, наконец, в какой-то мере проникли в его бездонные глубины. Человек,
который прошел этот цикл, узнает, что именно делает айкидо уникальным боевым
искусством…. Только тогда человек может понять, почему айкидо отвергает соревнования и
турниры и почему во время показов для публики демонстрируется непрерывная тренировка, а
не достижение эго».
|