ТЯНОЮ
- чайная церемония
«Тяною – это поклонение красоте в сером свете будней».
Сэнно Соэки, знаменитый мастер чая (1521-1591 гг.).
«…красота заключена не в самих вещах, а в комбинации вещей, плетущей узор светотени. Вне действия, производимого тенью, нет красоты: она исчезает подобно тому, как исчезает при дневном
свете привлекательность драгоценного камня – «ночной луч», блещущего в темноте».
Тзюнъитиро Танидзаки, классик современной японской литературы.
Чай – напиток, популярный во всем мире, но нигде он не приобрел такого значения в жизни человека, как в Японии. Здесь чаепитие - не просто способ утолить жажду или скоротать вечер, это -
специальная церемония - тя - но - ю, не имеющая аналогов ни в одной другой стране. В ней слились воедино созерцание природы и предметов искусства, молчаливые раздумья и общение. И приготовление - тоже
творчество, особый ритуал, требующий тишины, уединения, покоя.
Японцы заимствовали в Китае и сам этикет чаепития. В первую очередь он был связан с подношением этого напитка к алтарю Будды. Этот ритуал неукоснительно соблюдается в Японии и по сей
день. А приверженцы буддийской секты дзэн, оценив тонизирующие свойства чая, стали использовать его во время многочасовых медитаций. И, пожалуй, именно благодаря учению дзэн-буддизма, получившему
широкое распространение в стране, этикет чаепития приобрел новый духовный аспект, что в конечном итоге и превратило его в чайную церемонию, в часть национальной эстетики и культуры.
Появилась даже своеобразная игра – дегустация чая. Ее участники, перепробовав по очереди разные (иногда до 50) виды чая, должны были определить все сорта и указать место выращивания
каждого. Победитель получал титул «лучший знаток чая» и подарок. Но минуло не одно столетие, прежде чем заимствованный в Китае ритуал превратился в известную ныне повсюду чайную церемонию.
Считается, что само возникновение чайной церемонии приурочено ко времени своеобразного религиозного течения - теизма, когда модным было находить в повседневной убогой жизни крупицу
радости и наслаждения. В обиход внедрилось такое выражение, как «человек без чая», то есть человек, невосприимчивый к переживаниям другого, и наоборот – «человек, в котором слишком много чая» - тот, кто,
несмотря на человеческую трагедию, забывался в буйстве красок и впадал в крайности, окружая себя чрезмерной роскошью.
Чайная церемония является эстетическим обрядом, свойственным японской культуре, который определяет порядок и процесс чаепития измельчённого в порошок зеленого чая матча.
Чайная церемония, столь богатая традициями и романтическими повествованиями, является, по мнения японцев поистине искусством жизни, возведенным в культ. Знание ее расценивается
японцами, как мера образованности, это - свидетельство духовной культуры человека.
Овеянная многочисленными легендами и преданиями, чайная церемония - отнюдь не обычное чаепитие. Она требует соблюдения мельчайших деталей этикета как при приготовлении чая, при подаче
его гостю, так и при самом питье. Это, пожалуй, наиболее самобытное искусство народа. Согласно легенде, она берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы.
Однажды, гласит легенда, сидя в медитации, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Тогда, рассердившись на себя, он вырвал свои веки и бросил
их на землю. На этом месте вырос необычный куст с сочными листьями. Позже ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой - напиток помогал им сохранить бодрость.
В Японию чай попал в VIII в. Однако только с XII в. употребление чая получает широкое распространение. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. В XII-XV вв., с
усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье, чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов. Тяною становится непременным атрибутом встреч
японских философов, поэтов и художников. Чайная церемония, как искусство тяною, оформилась в своего рода систему отдыха от будничных забот.
В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках "тясицу".
Оборудование интерьера классической тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру
японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась еще на подступах к тясицу. С давних времен чайный домик окружают небольшим садом, который должен
способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии
медитации: вступивший оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на предвкушении ожидающей его церемонии.
По мере приближения к тясицу сосредоточенность усиливается, а медитация переходит во вторую фазу. Этому способствуют старый фонарь, освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень-
колодец - "цукубаи" в выдолбленном углублении, хранящий воду для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в девяноста сантиметров, дверь, через которую проходят, становясь в проеме на колени..
Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно
согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было
символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.
В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу
с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время
церемонии.
При входе гости совершают поклон и усаживаются по-японски на циновки татами. Навстречу выходит хозяин, в свою очередь отвешивающий низкий поклон гостям. Слышатся мелодичные звуки
бурлящей воды. Начинается третий этап медитации. Определенное настроение создает и сама посуда. Она удивительно проста: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая и так далее. Все
это несет на себе налет времени, но в то же время все безукоризненно чисто. Японцам импонирует матовость. Самый обыкновенный чайник, деревянная ложка для насыпания чая, грубая керамическая чашка - все
это оказывает на участников церемонии завораживающее воздействие.
Чай заваривается особый - зеленый в порошке. Кипячение воды в классическом тясицу осуществляется на угольях из сакуры. Заварка взбалтывается в чашке бамбуковой кистью, получается
довольно густая пенистая жидкость по консистенции близкая к жидкой сметане или соусу. В XVI в. появилось до сотни различных правил этой процедуры, которые действуют и в настоящее время. Правила относятся
к аранжировке цветов, кипячению воды, заварке чая, разливу напитка. Все правила имеют целью вызвать чувство естественности или ощущения искусства тяною без искусственности.
Гости не могут не обратить внимание на то, что самые тщательные приготовления начались в доме задолго до их прибытия.
Хозяин обычно встречает гостей, в течение 10 -15 минут занимает их разговорами, а потом приглашает в комнату, где будет проходить церемония.
Необходимая посуда уже расставлена, и все ожидают, когда подадут чай. После того, как чайник - "кама" поднят и поставлен на
подставку - "камасики", хозяин/хозяйка смотрит, не нужно ли прибавить огня и, согласно правилам, бросает в жаровню немного древесного угля. На лакированном подносе вносятся сладости. Гость, сидящий
ближе всех к токонома, первым берет свою часть и кладет ее на лист бумаги. Каждый гость должен иметь свою собственную бумагу. Поднос со сладостями передается от одного гостя к другому. Хозяин кладет три
полных ложки "тясяку" - чайного порошка в чашку - "тяван ".
Гости наблюдают за тем, как грациозно он опускает в котелок ковш и вынимает его оттуда полным горячей воды. Около трети этой воды выливается в тяван на чайный порошок, а две трети -
обратно в котелок. После этого смесь сильно растирается и взбивается до пены. Сладости должны быть съедены до питья чая. Пока хозяин приготавливает чай для второго гостя, первый гость пьет свою порцию.
Когда пустая чашка возвращается от первого гостя, ее тщательно выполаскивают и передают второму. Так продолжается до тех пор, пока все гости не выпьют свою порцию. Иногда на подобной церемонии
пользуются двумя или несколькими чашками, но в этом случае они обязательно должны быть разными по форме и материалу.
Гость держит чашку, поставив ее на ладонь левой руки и прикрыв правой. Смысл этой формы этикета в сохранности посуды, ибо чашку можно уронить и разбить, доставив тем самым большое
огорчение хозяину, поскольку чашки эти, как правило, очень ценные.
Окончив пить чай, гость ставит чашку прямо перед собой и, согласно этикету, внимательно рассматривает и восхищается ее достоинствами. Можно даже перевернуть чашку, чтобы рассмотреть ее
дно. Обычно гости просят разрешения рассмотреть "тяирэ" - ящичек для чая и ложку, которой он накладывается, но это допускается лишь после того, как крышка от котелка положена на свое место и ритуал
окончен.
И подача, и питье чая в порошке включают почти все формы этикета, соблюдаемого в японской жизни. Правильные манеры, умение держать
себя, знание правил, как вносить посуду в чайную комнату, как садиться и вставать, как открывать и закрывать раздвижные двери, как обращаться с ящичком для чая, как погружать черпак в чайник и знание
многого другого - это совсем не легкое дело. Японская находчивость и грациозность, спокойствие и учтивость отлично шлифуют эти манеры.
В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас чайная церемония нередко проводится не только в чайных павильонах, но и в специальных помещениях,
появляющихся в последнее время в крупных отелях, универмагах, культурных центрах или просто в одной из жилых комнат дома, часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух
чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония — это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе,
живописи, о чайной чашке и свитке в токонома.
В Японии существует множество школ чайной церемонии, где некоторые вещи истолковываются по-разному, но четыре основных принципа чайной церемонии всегда одни и те же. Это Гармония,
Почтительность, Чистота и Спокойствие.
|