Новичковая группа , образованная с сентября
месяца, вся имеет свои
адреса электронной почты. Т.е. мы и вне зала имеем
возможность
обмениваться горячими мыслями и делаем это. И тут
в обсуждение
вбрасывается крик Души одного моего ученика , не
из новичков.
Фамилии я, естественно уберу. Он пытается решить
для себя
важнейшие вопросы и никак не может прийти к
Решению,и это очень
естественно. Но вот его письмо и реакция на него.
И так ,
вбрасывается ПРОБЛЕМА.
«Вячеслав Александрович, здравствуйте!
Я помню, Вы на тренировке сказали, что
можно всякие "бредовые" мысли вываливать...
Тут с друзьями вина попил, извините за
подробности,
и у нас завязалась интересная дискуссия.
В итоге выкристаллизовались ряд вопросов,
которые каждый считает "важными"...
У меня родилась такая идея , не отправить ли мне
их Вам..
можно предложить ответить на них всем желающим.
Вот они:
-что мне нравится в жизни?
-что я хочу от жизни?
-убегаю ли я от себя, и как часто?
-почему я убегаю от себя?
-знаю ли я себя?
-кто я?
-что , на мой взгляд, очень важно в жизни?
-что такое человек?
-человек ли я?
-живу ли я?
-что такое здесь и сейчас?
-что я делаю сейчас, в сию минуту и достойно ли
это?
-хочу ли я изменить свою жизнь?
-что мешает мне это сделать?
-реально ли мне это сделать?
-что такое творчество? только честно?
-что такое работа?
-что такое любовь?
-что такое время?
-к чему (к кому) прислушиваться?
-нужно ли слушать других?
-что значит прислушиваться к себе?
-к сердцу.......это как?
-к чувствам............(или это одно и тоже)......это как?
-к разуму ...это как?
-где брать силы?
-где брать силы?
-где брать силы?
-где брать силы?
-что есть истина?
-одинок ли я?
-задаю ли я себе эти вопросы?
-нужно ли задавать эти вопросы?
-почему я боюсь отвечать на эти вопросы?
-искренен ли я, когда отвечаю на эти вопросы?
-когда я последний раз задавал себе эти вопросы?
-какие я считаю вопросы ВАЖНЫ?
-я считаю , что вопросов задавать себе не надо?
-нужно не болтать а делать...что делать?
-что есть удовольствие?
-наверно нужно делать, что не можешь не делать?
....
....
скорей всего Вы посчитаете всё это бред и
выбросите это
письмо в корзину... и правильно. но если вы уделите
ему внимание, то не говорите никому , что это я
задаю -может у кого то свои есть ВАЖНЫЕ вопросы на
которые он пытается ответить.
С уважением, Д.»
Тут же идет первая глубокая и серьезная
реакция от наших друзей.
«Добрый день Вячеслав Александрович.
Довольно часто задаваемые вопросы. Думаю, что они
возникают, когда
человек пытается определиться в жизни. Особенно
в нашей неустроенности, людей мотает из стороны в
сторону, большинство обладают врожденной
порядочностью, а жизнь постоянно заставляет
искать компромиссы со своей совестью.
Предлагаю на происходящее смотреть через призму
кодекса Буси-до,
думаю некоторым это поможет обрести внутренний
стержень поскольку кодекс отвечает требованиям
общечеловеческой морали.(Это ни в коем разе не
поучения, просто мысле –чувства)
В целом кодекс Буши-до сводится к пяти ключевым
установкам,
повторяющим и поясняющим основные догмы
конфуцианской морали:
1. Верность
Это понятие включает три важнейших положения:
Верность государю и любовь к отечеству.
Верноподданный должен
гореть искренним чувством почитания государя и
чувством патриотизма, не иметь частных
интересов.
Любовь к родителям и привязанность к братьям.
Следует почитать своих предков, любить
родственников и детей.
Усердие. Следует быть усердным и прилежным, иметь
чувство
ответственности.
2. Вежливость
Также включает три положения:
Уважение и любовь. Следует уважать и почитать
вышестоящих , служить им с искренностью и быть
дружным с собратьями по оружию.
Скромность. Не следует кичиться своими заслугами
и хвастаться своими способностями.
Утонченность. Следует быть любезным и
элегантным, любить книги и
изящные искусства, быть великодушным, уметь
чутко относиться к
чужим чувствам.
3. Мужество
Включает четыре положения:
Храбрость. Следует быть храбрым в исполнении
долга и смелым в
опасности, уметь действовать в трудной
обстановке.
Твердость и хладнокровие. Следует быть отважным
и невозмутимым,
никогда не поддаваясь страху.
Терпеливость и выносливость. Следует побеждать
свои чувства,
пренебрегать своими интересами, быть терпеливым
в нужде и
лишениях, быть стойким и выносливым, стараться
достигнуть цели,
преодолевая все затруднения.
Находчивость. Следует быть сообразительным,
проявлять смекалку,
обладать предприимчивостью и инициативой в
любых трудных случаях, уметь верно рассчитать
момент для действия.
4. Правдивость
Включает три положения:
Прямота и искренность. Следует выполнять
обещания, быть верным
слову, ненавидеть хитрость и раболепство, твердо
следовать своим
убеждениям.
Честь. Следует всегда дорожить своей честью и
авторитетом.
Справедливость. Следует всегда уметь отличать
личное от общего,
понимать, что соответствует принципам
нравственности.
5. Простота
Включает два положения:
Простота. Не подобает гнаться за роскошью,
следует избегать
бесполезных трат.
Скромность и чистота. Не подобает гнаться за
дутой славой. Следует во
всем соблюдать простоту и умеренность, не быть
тщеславным.
С уважением , Вл.»
Абсолютно нечего комментировать . Все верно и ясно, правда с
разумным подходом. Конфуцианство родилось в
Китае и для Китая того
времени.
Дальше идет первая быстрая реакция из
новичков, стремительно
развивающаяся мама, пришедшая в Айкидо ради сына,
но ставшая сама
одним из лидеров новичковой группы. Очень
сильный, самосто- -ятельный и упрямый
характер, мучающийся, по моему мнению, тем что
вынуждена решать слишком много не ее проблем.
Женщина есть
женщина.
«Ну так здорово!!!! Прямо жить хочется! Надо Сыну
показать.
А ведь как здорово, что есть такой канал общения.
Другой клубной жизни у нас нет. Только не весь
народ, к сожалению, имеет доступ и получается в
курсе дела.
Н.»
Далее следует весьма зрелая реакция,
весьма уважаемого мною
чрезвычайно опытного человека искреннего и
думающего.
«Добрый день, Вячеслав Александрович!
Много лет назад я и С.Б.( очень конкретный человек
и боец, прим. мое)
вели много разговоров на тему "как быть
если..". Как раз речь шла о
нашем понимании пути воина. Говорили мы, говорили
и пришли к
обычному выводу, что следование пути воина - это
путь к смерти. Это
было верным ещё и 16 веке.
А в 20 веке это можно назвать путем к явной смерти.
Было бы слишком
простым спрятаться за правильными и хорошими
словами о БУСИДО, но так и не подойти к этому ни на
шаг.
Стоит только встать на него и можно потрогать
смерть за усы. Это
основная проблема наших практик. Увы, многие
больше готовы убить
обидчика, но не умереть сами. Разговоры о смерти
до сих пор окрашены
в розовый цвет. В моей жизни уже появлялись враги,
желавшие мне
смерти и чуть не дошедшие до этого. Вся проблема в
том, что теперь
они уже не выходят на открытый поединок. И часто
мы видим себя
защищающими принародно свою страну, кров, и в
конце-концов честь, а условия современной войны -
это неотвратимая смерть в жерновах
сложившейся системы. Словом мир изменился не раз
с тех далеких
времен.
Я сам постоянно читаю об этом. Таков парадокс.
Если призвать на помощь некоторые теософские
измышления, то важно, что каждая сила живет в
своей сфере. Вот поэтому может и важно постоянно
обращаться мысленно к БУСИДО. Это действительно
помогает обрести стержень. А сферу
"реальных" поступков приходится
рассматривать отдельно, увы. В этом и проявляется
ужасающая двойственность нашего существования.
Выйти из этого цепкого капкана значило бы
встать на путь искренности, что означает путь
смерти. О том, кто дойдет до начала этого пути мы
узнаем сразу.Весть о его смерти расскажет это. Редкий из
зрелых воинов в прошлом
умер своей смертью. Это - плата за проход.
Итак, я полностью согласен с предыдущим автором в
том, что он
написал. Но!!! Предлагая человеку обрести
стержень с помощью
БУСИДО, просто означает предложить ему СМЕРТЬ!
Отдельно хотелось бы сказать о нашем времени. Не
знаю случайно или
нет, но в наше время на торговый лоток были
брошены величайшие
тайны прошлого. То, что ранее можно было узнать
только пройдя
трудными ступенями посвящений закрытых школ,
теперь можно купить за пару червонцев с рук. И
хоть это и не является реальным знанием, но в
нынешнее время, увы, это интересует кого-то
мало. Пожиная плоды разрушения сословий и
присущих каждому из них особых знаний, ныне
свалены в кучу все тайны мира. А все страдания
идут от незнания своего предназначения и своей
принадлежности. Если раньше ещё были
"институты", позволяющие отбирать и
воспитывать человека и заложенные в него
качества, то теперь это становится всё
более сложным.
И основной проблемой является попытка человека
выбрать для себя то,
к чему он просто не предназначен. Основы буддизма
говорят, что когда
появляются желания, за ними идут страдания от
неполучения
желаемого.
И так дальше по кругу.
И другой проблемой является то, что современные
люди, из-за причин,
что отмечены выше, пытаются сделать смесь из
БУСИДО, даосизма и
современных внеконцессиональных учений о лучах ,
"белых братьях" и
прочего.
По сути, смешиваются разноуровневые знания. То,
что можно воину,
нельзя брахману, а то, что может брахман, кшатрий
не может. Вот и
получается человек, что "загружен" мыслями о
трансформациях,
пытающийся удержать в руках меч и родившийся,
чтобы быть
ремесленником.
К слову, не так давно в зале, что я арендую,
тренировались адепты
Л……. И их молодой инструктор начал сетовать в
раздевалке на
жесткость энергий, идущих сверху. Когда я спросил
его, что за
.....(пытаюсь подобрать слово) .. метод, которому
он следует. Он сказал, что если коротко, то идешь
на рынок и покупаешь EXODUS, кажется так и там
все прописано. Я слегка "выпал" от
этого и спросил его, а причем тут их современное
" (их вид Будо,прим. мое)" . А то, что они
делают, даже при сильном напряжении фантазии
нельзя назвать искусством, а просто
мордобоем. Он мне и сказал, что форма должна
трансформироваться со временем, т.к. энергии
сверху "шпарят" и тут не отвертеться - форма
сама трансформируется. Но теперь он пошел
дальше. После того, как они вдоволь наделаются
"правой в голову", он по-одному начинает
их учить "тайным учениям" и передает с
горящим взором, то что прочел вчера в книге.
Грустно мне становится от этого. Где-то я это
уже видел. БУСИДО они уже прошли и хочется чего-то
более крутого. Труба!!!
Куда тут нам с "пещерными" представлениями о
БУСИДО. Наш
каждодневный труд в додзё это уже анахронизм, по
их мнению. На меня смотрят как на дикого, когда
я своему партнеру делаю "дзарей" и выхожу
в белоснежном кейкоги. Ведь когда
"сверху шпарит", то даже какашка чувствует
себя розой и смотрит свысока на скромную
10-летнюю тренировку базовых техник. Я
должен, наверное, в рваных спортивных штанах
летать по воздуху и ещё частично в астрале и
разить всех наповал огнем. Прости меня Господи за
сарказм,
но ничего не меняется. Ну и время мы выбрали,
чтобы родиться.
Как я рад, что О-сэнсэй был до меня и оставил
Айкидо как метод и как
новое осмысление БУСИДО, иначе просто не выжить с
таким
характером. Это письмо только для Вас, Вячеслав
Александрович. Для
незнакомых людей я не готов быть поводырем
или даже советчиком. А с Вами поделился только
для того, чтобы уравновесить "розовую"
чашу В. Он интересный человек
………..
До связи, А.»
Дальше естественная
реакция В.
«Добрый день Вячеслав Александрович.
С большим интересом прочел письмо А.. С чувством
написано, но
никак не могу определить своего отношения к
высказываниям автора. Да правильно все о том
,что каждый может за червонец получить
популярную информацию о чем угодно. И я тоже
сталкиваюсь с типами считающими ? что нет
ничего круче мордобоя. Но то о чем я писал в
предыдущем письме не совсем призыв к
смерти. Это было предложение оценивать себя с
точки зрения общечеловеческой морали.
Это вовсе не означает что человеку ступившему
на путь воина нужно ежесекундно
нарываться на смерть. Думаю ,что
человек живущий в согласии с собственным
кодексом может встретить
любую смертельную опасность с чистой совестью и
спокойной душой.
Это была первая реакция, необходимо время
обдумать все это.
С уважением В.»
И дальше моя последняя реакция.
Добрый день, В!
Волны пошли от этого обсуждения !
Это просто отлично!
Окончательного решения все равно нет и не будет,
но в беседе каждый
найдет для себя НЕЧТО. Мысль вашего оппонента
( он очень опытный боец и Мастер в Айкидо,
Карате, Кендо, Иайдо и Дзедо ) проста - Нормы Бусидо
выполняются ( и это прописано в самом Бусидо,
не в лоб, конечно) при одном условии: если ты
поставлен ситуацией перед выбором - жизнь или
смерть, ты обязан не раздумывая выбрать Смерть.
Именно конкретную биологическую Смерть, тогда
все решается в соответствии. Любые колебания тут
же отбрасывают тебя от намеченного
поведенческого идеала.
И поэтому Воин МОЛЧИТ.
И Вы, в свою очередь,
все правильно сказали как ПРИЗЫВ.
Однако, такого рода глубокие нормы можно было бы
поставить рядом
практически из всех мировых религий. Т.е. эти
нормы - идеальный образ поведения, для реализации
которого нужна каждодневная черная, честная
практическая работа над собой. Вот и все.
Согласиться со своим кодексом легко - выполнять
трудно.
Я нашу переписку отправил еще двум большим китам,
посмотрим ,что
скажет зрелая опытность.»
Вот такая вот интересная беседа. И она еще не
закончилась.
Киты", которым я предложил
высказаться - мягко ушли от ответа.
И вот пожалуй эпилог теме "Бусидо и наша
жизнь."
Последнее из почты В и Л.
Уважаемый В.!
Мне как раз показалось правильным всё то, что Вы
написали о БУСИДО. Мне также близки эти нормы и я
всё время подстраиваю себя, изменяюсь и опять
подстраиваюсь. Я просто пошел ещё дальше и
примерил всё на себя.
Я всегда думаю об этом. Я далек от того, чтобы
дергать Смерть за усы, но если в у меня в руках меч
и я практикую серьезно техники типа
"кайсяку" ДзикидэнЭйсинРю или что-то
похожее, то встает много вопросов "зачем?" и
"как?".
И главное, когда мы силой нашей мысли входим (а
иногда и вторгаемся) в известные сферы, то
неволей притягиваем к себя этот мир. А там есть
много таких связей, что становятся причиной
встреч в этом "реальном" мире. И это то, что
далеко от философии и простого декларирования
принципа. Сузуки Д. написал об этом сравнив
философа и фехтовальщика. В случае с
фехтовальщиком ответ должен быть дан мгновенно.
................................Месяц назад, читая Хэйхо Кадэн
Сё, я наткнулся на фразу о том, что первые 30 лет
нужно практиковать непрерывно и без ошибок и, что
совершив ошибку адепт летит в Ад со скоростью
пущенной стрелы. Здесь важно не совершать ошибку.
Если оглядеться, то мы увидим уже даже не десятки,
а сотни сошедших. Их судьбы изменятся непременно
- слишком серьезна сфера.
И старый Досю Кисёмару Уэсиба говорил о том, что 30
лет имеют определенный смысл в практиках. В
первый десяток техники доходят до нашего тела, во
второй - доходят до сердца, а в третий - становятся
нашей сутью.
........................Очевидно одно, долгие годы упорных
практик в правильном направлении стяжают СИЛУ и
она становится вопиющей.
От неё не отвертеться и нельзя закрыть на неё
глаза. Она заявляет о себе незримо и постоянно и
то, что было в первые годы практик юнешеской
мечтой о героях прошлого, сегодня всё сильнее
стучит в двери в обыденных делах настоящего дня.
Вот об этом я и хотел сказать в прошлый раз. Как в
дзэн: в начале горы - это горы, а облака это -
облака.Но проходят годы и горы уже не горы, а
облака - не облака. А ещё через срок горы опять
становятся горами, а
облака - облаками. Может я в середине пути, что
увидел другое? Но не в начале. Знакомые слова уже
имеют иной смысл....... В самом деле зачем я столько
раз на тренировках повторяю КАЙСЯКУ?
..........................................................................
О "кайсяку".
Я практикую иаи. И мой
учитель показал форму. Это форма ассистирования
во время сэппуку. Он говорил какой должен быть
настрой и как, и куда надо ударить, чтобы кровь не
забрызгала одежду, чтобы голова не покатилась
как мяч, чтобы тело не упало назад после
харакири................................................
И это часть Бусидо. Стоило бы начинать учить всех
наших учеников этому с первого урока? Вопрос.
А сколько из них осталось бы после первой
тренировки? У меня есть одна ученица. У неё
сбивается дыхание, если я подхожу ближе, чем на 3
метра. Ныне я становлюсь всё более осторожен не
только в совершении каких-то действий, но и слова
из меня начинают выходить всё реже. И это плата.
..........................................................................
.
Знания изменяют сильно. Вспоминаю себя 20 лет
назад. И Хагакурэ Бусидо и Дао дэ дзинь я видел
другими. Да видел ли?
Я помню первый прорыв после 10 лет чтения Лаоцзы,
когда одно из изречений Лаоцзы, вдруг, ярким
веером образов, звуков и слов открылось внутри
так, что я боялся спугнуть мгновенье лишь бы
насытиться полностью и запомнить всё
открывшееся. И до сих пор я не могу это описать. И
теперь я перед теми же книгами, но уже не доверяю
впечатанным в лист словам.
Вот так и с тем, что Вы написали о Бусидо. Это
правильные и ценные слова, что вольны прочесть
или услышать начинающие.
Я думаю, что и в древности их написали для опоры в
поиске. Если, конечно, удосужатся пойти и искать в
книге или отважатся подойти и спросить. Но во
внутренних кругах уже пора говорить о стоящим за
этим. А иногда и ставить забор перед идущими с
закрытыми глазами.
Мой старый учитель, пьющий сакэ, совсем не похож
на воина. Только меч, лежащий за спиной, говорит -
будь внимателен. Если его не спросить - так он и не
скажет. Только, чем дальше, тем его всё меньше
интересует хочу я или нет драться в 35 жары со
всеми его учениками. А если бы он мне сразу всё
это сказал, то я бы сбежал сразу.
Поэтому, давайте посоветуем
тому, кто задавал многие вопросы идти и собирать
цветы на полянке, слушать птиц - жить, одним
словом! А о Бусидо не будем говорить, даже если
спросят. Как говорил старый Лао:
"Правдивые слова похожи на свою
противоположность".
уважением, А.
"Серьезные
размышления и поиски заканчиваются молчанием и
тишиной.................. и серьезными поисками.
В основе Решения лежит Труд.
Спутник Решения-Ответственность.
Ищущий неминуемо Действует и неизбежно Отвечает,
замечает он этого или нет.
Ответственность ложится не всегда на него одного
и это еще Ответсвенней.
Способ Достижения - Открытость.
Ценой Прорыва может быть Жизнь.
Цель определяет каждый Сам, но к Истине не
допускаются не Искренние.
Страх - главный враг в Пути.
Страх вызывается Ложными представлениями.
Представления - Словами.
Словестная Мысль - уже есть Ложь.
И Тишина заканчивает Размышления."
Из трактата древних изречений " Син-Бу-Рей" -
6 век н.э. .
--------------------------------------------------------------------------
|