Я
И ЯПОНИЯ
Предисловие
Вообще-то в Японии я уже была. Даже
два раза (имеются отчеты). Но почему-то хотелось еще.
Особенно ближе к маю, когда цветет сакура, грядет Золотая
неделя праздников и проводится ежегодный семинар Эндо-сенсея.
Эта поездка, однако, отличалась от предыдущих. В этот раз я
ехала одна. То есть «вообще без никого». Просто купила билет
и просто полетела. Хотя нет, конечно, не так просто. Были
сомнения и нехорошие мысли, типа «На кой черт мне это
надо?», но только до посадки в самолет. За время 10-ти
часового полета тревожные мысли улетучились и осталась
только чистая детская радость от того, что все заботы мои
где-то далеко-далеко в Москве, а впереди у меня
удивительная, ни на что не похожая страна Япония…
Токио
Про кучу снега и кайтен в Синдзюку
Вот и Нарита. Вот знакомый обменник
валюты в аэропорту, вот район Синдзюку, станция ДжиАр
(подземной электрички, альтернативы метро), вот интуитивно
правильно выбранная дорога в гостиницу. По дороге спешит
пестрая толпа: офисные клерки в строгих костюмах,
трогательно косящие под школьниц молодые японки в кружевных
юбочках поверх джинсов, вечно босоногие младенцы в колясках
и те дети, кто постарше, по-кукольному наряженные и вечно на
руках у своих хрупких мамаш. Гостиница простая, но уютная.
Кинув вещи сразу отправляюсь гулять по городу. На повестке
дня - парк Синдзюку. В выходной день народу в парке
видимо-невидимо. Буквально под каждым кустом. Причем при
таком скоплении народа, люди чувствуют себя вполне комфортно
и даже явно наслаждаются таким неочевидным единением с
природой. Для развлечения детей почему-то насыпана куча…
снега. Русские дети, думаю, такого развлечения могли бы и не
понять, а вот японские с удовольствием копаются в тающем
снегу. Еще в парке обнаружены живописный уголок, оформленный
в традиционном японском стиле, теплица с тропическими
растениями и пруд с черепахами.
После посещения парка в моей
топографической памяти обнаружился изъян. В течение 40 минут
грустно кружу по окрестным улочкам в поисках знакомого
кайтена с суши (ресторана, в котором суши делаются при тебе
и выкладываются на движущуюся ленту). В результате,
отчаявшись, звоню в Москву Диме Зубкову (нашему путеводителю
по кайтенам в прошлую поездку) и он меня ориентирует на
местности. Быть в Японии и не сходить в кайтен абсурдно. Тут
повар при тебе ловко лепит суши (как наши повара – пельмени)
и тебе остается лишь выбирать приглянувшуюся из проезжающего
мимо тебя многообразия. Рыба настолько свежая, что тает во
рту, имея мало общего с той, которую предлагают в московских
ресторанах японской кухни. В общем, праздник живота да и
только!
Про Асимо – гостя из будущего
На примечательном искусственном
острове Одайбо (так называемом «Новом Токио»), построенном
путем поднятия грунта со дна Японского залива, расположен
Музей новейших достижений в области различных видов наук.
Это огромное стеклянное здание, выполненное в стиле
«модерн», в котором находится экспозиция, посвященная
различным видам наук: биологии, астрологии, физике, химии и
т.п. Но лично меня, далекую от научной деятельности, больше
всего впечатлили не сами экспонаты, а то, КАК они были
представлены. Геномы можно было рассмотреть в микроскоп,
огромную модель молекулы – пощупать, а человеческий мозг был
вообще представлен в разборном виде на радость японским
детям. Хотя, думаю, радовались не только дети, но и
взрослые, попавшие в сказку в стиле «high tech»: вокруг
постоянно мелькают огоньки, раздаются какие-то звуки,
крутятся и работают удивительные приборы, а еще
кнопочки-кнопочки-кнопочки… Нажав одну из них я с интересом
посмотрела познавательный фильм о том, каким образом
водомерке удается скользить по воде.
Между тем, главной достопримечательностью
этого музея был и остается уникальный человекообразный робот
по имени Асимо. Трижды в день Асимо-сан устраивает
показательные выступления, в ходе которых поет, танцует,
бегает, ходит «гусиным шагом» и разным иным образом
эпатирует публику. Конечно, основные его почитатели – это
дети. Обычно школьного возраста, хотя в музей приходят и с
совсем грудными. Представляю, какое впечатление на ребенка
производит поход в такое место. Думаю, многие из японских
школьников будут после этого мечтать стать учеными, ну или,
во всяком случае, слово «физика» будет ассоциироваться у них
с жизнелюбивым Асимо, а не с вечно недовольной Марьей
Иванной в очках и с указкой. Кстати говоря, экспонаты музея
предназначены не только для развлечения публики. В музее
постоянно работают ученые, проходят практику студенты и
аспиранты. Так что его по праву можно назвать центром
научной мысли Японии.
Саку-сити
Про Саку-додзе или «you’re in the army now…»
Полтора часа на синкансене и я с в
Саку-сити. Вот и Саку-додзе – интернациональный «пионерский
лагерь», где пять дней подряд дружно преодолевают трудности
«походной» жизни айкидоки со всей Японии, а также из разных
стран и континентов. Этот пестрый состав участников сообща
готовит еду на завтрак и ужин, убирается в додзе, спит на
татами, а также проводит ежевечерние (переходящие в
еженочные) посиделки на просторной кухне. Тема ежевечерних
мероприятий не ограничивается разговорами об айкидо.
Например, за время этого тесного общения мои скудные
познания в японском языке были дополнены жизненно
необходимыми фразами, типа «Я иду в Онсен (баню с
минеральными источниками)» - «Онсени икемас» и «А не выпить
ли нам с вами саке?» - «О саке номини икемасе ка?», были
подробно обсуждены особенности японской культуры и быта, а
также рассказано множество впечатляющих жизненных историй.
Способ перемещения по Саку-сити –
велосипед. Верный друг и помощник. Распорядок дня прост как
на военных сборах. Подъем в семь по «звонку» (Арига-сан
обходит додзе с колокольчиком), в восемь – завтрак и в путь,
в Будокан, где предстоит 4-часовая тренировка, потом –
отмачивание конечностей в онсене, ужин и «кухонная сходка»,
плавно переходящая в утренний подъем. Жизнь перетекает изо
дня в день, но событий так много, что неделя тянется вечно.
Новые лица, новые знакомства, вожусь с японскими младенцами,
ем сочную японскую клубнику, вот официальный прием у мэра
города, выступление на Фестивале айкидо (Эмбукае),
застольные песни на прощальной вечеринке.
Далеко не все ощущения абсолютно
позитивны. От перегрузки и 5-ти часовой разницы во времени
организм затаился и пребывает в шоке, ночной сон в
заполненной людьми комнате на жестком татами и садистской,
наполненной пластмассовыми шариками подушке, ранний подъем,
тренировка по полдня с маленьким перерывом, стертые об
татами руки и ноги. Нет-нет да и вылезет откуда-то ядовитая
жалость к себе и шальная мысль «Почему я именно здесь, а не
пью кофе на Монмартре или не грею бока на морском берегу
(стоимости одного билета в Токио вполне хватило бы на такую
альтернативу)? Ведь, для меня айкидо – это хобби,
развлечение, удовольствие. Почему, почему же я тут?» Терплю,
злюсь на себя, удивляюсь терпению и силе духа японцев,
никогда и ни на что не жалующихся. И неожиданно нахожу такой
просто и очевидный ответ. Эндо-сенсей произносит
вступительную речь на Эмбукае. «Айкидо, - говорит он. – это
не борьба с соперником. Это борьба с самим собой…» Вот он!
Ответ, на мой вопрос самой себе! Вот поэтому я тут. И это
правильно, что я тут!..
Ну и, собственно говоря, про айкидо
Писать про айкидо – неблагодарное
занятие. Его лучше видеть, а еще лучше – делать. Эндо-сенсей,
как обычно, призывал всех расслабиться и, как обычно,
удавалось это далеко не всем. Были уже ставшие привычными
упражнения на гибкость, расслабленность, чувство «центра».
Была техника, с виду мягкая, внутри – мощная, с виду
бессистемная, внутри – выверенная до миллиметра. Невероятно
естественное укеми японцев меня по-прежнему потрясает.
Кажется, что они живут в кувырке, настолько легко дается им
страховка, которую мы учим годами.
Ученики Эндо-сенсея (на фестивале в
переводе на английский их представили, как “people of
Endo-sensei”) филигранно исполняют технику, показывают
детали, безупречно ассистируют. Где, кроме как в Японии,
постоишь в паре с такими партнерами?
Одну из тренировок вместо Эндо-сенсея
проводил Шимицу-сенсей. Несмотря на то, что он является
ближайшим помощником Эндо-сенсея, его стиль сильно
отличается. Показывал сначала отдельный вход, потом вход
вместе с техникой. У Шимицу-сенсея меньше спонтанности,
видно, что его больше интересует соответствие форме, а не
импровизация. Вообще, и в жизни он меньше склонен к
выражению эмоций, хотя всегда приветлив и благожелателен.
Четвертого мая, в праздничный в Японии
день, проводились очередные показательные выступления. В
этот раз впервые Россия была в числе участников (кроме меня
выступал также Андрей Буйда, инструктор клуба «Ветер»,
приехавший на семинар Эндо-сенсея со своим учеником).
Выступали двумя парами. Моим ассистентом был улыбчивый юноша
Мацумото-сан, занимающийся в Саку-додзе. Кроме России
выступали также финны, словак и чехи. Чехи, уже по
сложившейся традиции в очередной раз удивили публику. Ондре
Малина, инструктор пражского клуба, весьма правдоподобно и
громогласно изобразил «вывод «ки» на расстоянии», от
которого навзничь попадали двое его ассистентов. Первая
реакция японской аудитории – смущение и непонимание. Потом
потихоньку начинают осознавать, что это шутка, розыгрыш.
Послышались смех и аплодисменты. Эндо-сенсей добродушно
улыбался.
Окончание
За время семинара для себя я сделала
много открытий (как обычно и происходит. Каждый раз, глядя
на одну и ту же технику, взгляд улавливает что-то новое).
Теперь есть, что отрабатывать, оттачивать, заучивать.
Предстоит много работы и это не может не радовать. Плюс еще
впереди июльский семинар Эндо-сенсея в Москве. Да и вообще
впереди июль с жарким солнцем и цветущей пусть не сакурой,
но вишней. Так что ура, товарищи! Живем!..
Алла Талачева 08-05-2007
|